Россия на научной карте мира

В рамках Х Международного форума технологического развития «Технопром» прошла сессия, посвященная формированию позиций России на научной карте мира и интеграции отечественной науки с мировым исследовательским сообществом. Обсуждение, в котором приняли участие эксперты из различных организаций, было инициировано Российским центром научной информации.

Модератор сессии, начальник управления международного сотрудничества РЦНИ Александр Вадимович Усольцев предложил следующие вопросы для обсуждения: меняющиеся подходы РФ к научно-техническому взаимодействию с другими странами, принципы, нормативная база и подходы к его выстраиванию; геополитические, отраслевые и экономические выгоды от интенсификации этого взаимодействия с дружественными странами; возможности научной дипломатии, а также обмен уже имеющимся опытом. А. Усольцев акцентировал, что по итогам дискуссии будет сформирован пул предложений по интеграции отечественной науки с мировым исследовательским сообществом для передачи в профильные министерства и ведомства.

Научный руководитель ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» академик Николай Александрович Колчанов рассказал о цифровой платформе, которая реализуется в ИЦиГ и позволяет обрабатывать и анализировать огромные объемы биотехнологических данных. «В мировой науке и технологиях в последнее время происходит информационный взрыв, — констатировал он. — В электронной форме доступны результаты фундаментальных и прикладных исследований, это научные статьи, патенты, открытые архивы, фактографические базы данных и другие документы».

Академик Колчанов предложил создать национальную цифровую интегрированную платформу, которая была бы основана на методах искусственного интеллекта и проводила бы автоматический анализ всех вышеозначенных источников, в итоге формируя глобальную базу знаний по мировой науке и технологиям.

«У нас есть система, которая работает с молекулярно-генетической информацией, — прокомментировал Н. А. Колчанов. — Этот же аппарат можно использовать для описания отношений между персоналиями, организациями и странами. Такого рода подход используется в нашей практике при организации крупных конференций: на основе подобных баз данных по публикациям, где содержится множество сопутствующей информации (например ФИО авторов, аффилиации, импакт-фактор изданий, задачи, ход работ и результаты, источники финансирования и так далее), мы восстанавливаем схемы международного сотрудничества и рассылаем приглашения, формируем программу».

Академик Колчанов убежден, что такого рода системы можно создавать для каждого приоритетного научного направления, обозначенного в Стратегии научно-технологического развития России, и это необходимо делать. «Если мы действительно хотим быстро понять, где находимся на мировой карте науки и куда нам надо двигаться, следует реализовать подобный крупный проект национального масштаба, и лучшее место для этого — Российский центр научной информации», — завершил свое выступление Николай Александрович.

Директор Российского НИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере доктор экономических наук Ирина Евгеньевна Ильина коснулась нормативных и правовых документов, которые посвящены международному научно-техническому сотрудничеству России.

«Мы находимся в условиях санкционного давления, и есть ряд факторов, влияющих на развитие научно-технической политики. Идет перенастройка ориентиров в МНТС, существует ограничение доступа к ряду источников информации, растут риски оттока молодых талантливых ученых, возникают проблемы закупки тех или иных расходных материалов и высокотехнологического оборудования. В ответ на эти вызовы был принят ряд мер, в том числе закрепленных на нормативном уровне», — рассказала Ирина Ильина.

Она отметила, что доля научных знаний стран-участниц БРИКС составляет 40 % от мировой, причем среди лидеров по научно-техническому развитию находится один из ключевых партнеров России — Китай. Также И. Ильина согласилась с академиком Колчановым по поводу необходимости выстраивания систем информации и сказала, что уже ведутся работы в этом направлении внутри страны, формируя научные платформы, которые обеспечивают агрегирование данных. Кроме того, по словам ученой, идет процесс создания международного индекса научного цитирования — это платформа по журналам и научно-технической информации стран СНГ и ряда других государств. Идет речь и о разработке платформы по мониторингу исследовательской и инновационной деятельности.

«Наука всегда сможет объединить людей вокруг решения глобальных проблем», — уверен председатель РЦНИ член-корреспондент РАН Владимир Валентинович Квардаков, который рассказал о центре, отметив, что это преемник Российского фонда фундаментальных исследований, который за годы работы накопил огромную базу данных о научных работах и ученых.

Исполнительный директор Аналитического центра международных научно-технологических и образовательных программ Ирина Рудольфовна Куклина обратила внимание участников дискуссии на следующую статистику: до недавнего времени около 40 % проектов, которые поддерживало Министерство науки и высшего образования РФ, реализовывалось со странами Северной Европы и многосторонним участием государств Евросоюза. В 2022 году действующих проектов с этими странами осталось около 20 %. «Мы предполагаем, что в 2023 году их станет около 15 %, — отметила Ирина Куклина. — Вместе с тем идет расширение спектра новых партнеров — активное сотрудничество со организациями Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии.

Появляются совместные проекты с латиноамериканскими странами». Спикер проблематизировала одну из задач, которой, по ее мнению, сейчас уделяется недостаточно внимания — обеспечение мобильности молодых ученых. «Обязательно нужно формирование таких программ, причем я говорю о двусторонней мобильности, она крайне важна», — утверждает И. Куклина. Еще одна ее рекомендация —в рамках международной и научной дипломатии обратить взгляд на возможности расширения совместной работы в области популяризации науки.

В блоке, посвященном конкретному опыту международного сотрудничества, ученые говорили о деятельности в этом направлении, которая ведется в их организациях. Так, генеральный директор Ассоциации государственных научных центров «Наука» Михаил Исаевич Дасковский кратко рассказал о создании совместной российско-кубинской станции испытания материалов и конструкций в условиях тропического климата Кубы.

Заместитель директора по науке Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН кандидат технических наук Денис Владимирович Шаповалов сообщил, что в последние два года в СФНЦА РАН наблюдается очень хорошая динамика в области международного взаимодействия. «Мы выходим на торгово-промышленные палаты, которые организуют бизнес-миссии в разные страны и запрашиваем встречи с научными и образовательными организациями. После первого касания и подписания рамочных меморандумов начинается обсуждение уже конкретных проектов. Сферы самые различные — обмен селекционным материалом, ветеринарные технологии, вакцины и так далее», — прокомментировал Д. Шаповалов.

Одним из значимых векторов международного сотрудничества сибирских институтов являются совместные работы с монгольскими учеными. «Российско-монгольская биологическая экспедиция проводится уже около 50 лет, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН активно сотрудничает с нашими коллегами из МНР, — рассказал директор Байкальского института природопользования СО РН (Улан-Удэ) член-корреспондент РАН Ендон Жамьянович Гармаев. — Наш институт тоже тесно работает с МАН, и это неудивительно, ведь треть водосбора Байкала находится на территории Монголии. С 2006 года мы регулярно проводим комплексные байкало-гобийские экспедиции по изучению состояния природных сообществ. На специальных полигонах на постоянной основе ведется мониторинг в условиях трансформации климата и прочих воздействий. Конечно, есть и другие совместные проекты в разных сферах науки».

К дискуссии подключились и представители ряда стран, с которыми ведется научно-техническое сотрудничество: Абхазии, Вьетнама, Ирана и Казахстана. Среди проблем, которые были ими отмечены — сложности с софинансированием совместных грантов.

«В современных условиях сотрудничество в области науки получило название научной дипломатии, — сказал в своем сообщении, завершающем дискуссию, научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Оганович Чубарьян. — Она набирает силу, приобретает самостоятельное значение как отдельная дисциплина. В широком смысле это проведение совместных исследований, учет развития науки в разных странах, база для научного прогресса всего мира. Однако научная дипломатия имеет еще и другие функции и значения. Сегодня мир стоит на пороге необходимости выработки нового так называемого мирового порядка, и в этих условиях перед дипломатией стоит важная задача во всем мире готовить концептуальные подходы к его пониманию — роль науки в этом отношении очень велика. Еще один важный момент: идет возрастание роли научной дипломатии сегодня как условия борьбы и предотвращения мировых кризисов и сложностей, с которыми мы сталкиваемся в последнее время — климатические изменения, пандемия и так далее. В этом смысле мы должны усилить понимание того, что международное сотрудничество очень важно».

Академик Чубарьян еще раз напомнил, что сейчас возрастает роль взаимодействия с теми странами, с которыми до этого не было таких стойких связей: так, в последнее время на авансцену все больше выходит Африканский континент. «Однако это не исключает сотрудничества с учеными, которые готовы к контактам, и в странах Европы», — подчеркнул Александр Оганович.