Проект «Экодом» выходит на магистральную линию

«Вода камень точит» - эта поговорка вполне применима к теме экологического домостроения в нашей стране. Напомним, что разработкой физических параметров домов, соответствующих уровню Шестого технологического уклада, в Новосибирском Академгородке начали заниматься еще в 1980-е годы. Как раз тогда, в советское время, были сформулированы некоторые положения, актуальность которых начинает осознаваться только в наше время. Происходит это пока что медленно, тем не менее, процесс идет. И главное, что постепенно осуществляется переход от теории к практике, и уже есть то, что можно «потрогать руками». А в ближайшей перспективе, надо полагать, реальных объектов, воплощенных в материале, станет еще больше.

Как разъяснил текущую ситуацию руководитель проекта «Экодом» - сотрудник Института теплофизики СО РАН Игорь Огородников, в последние годы интерес к экологическому домостроению стали проявлять представители бизнеса. Речь идет о руководителях компаний, имеющих реальный опыт по части домостроения. Не так давно на наших ученых вышел застройщик из Владивостока, построивший уже не один десяток малоэтажных домов для коммерческой реализации. Эти дома изначально замышлялись как «экодома». Мало того, в планах застройщика – начать возведение целых экопоселков. Правда, построив несколько домов, он осознал, что они имеют весьма отдаленное отношение к настоящему экодому – в его аутентичной трактовке от наших ученых. Застройщик это осознал благодаря ознакомлению с опубликованными материалами. В итоге он установил личные контакты с нашими специалистами, начал посещать их лекции и семинары. Так завязалось сотрудничество. В общем, просветительская деятельность дала плоды.

Необходимо уточнить, что настоящим экодомом является жилище, оставляющее положительный экологический след. Что это означает на практике? Во-первых, здесь снижено до минимума потребление энергетических ресурсов. То есть экодом отличается очень высокой энергетической эффективностью, которая достигается как за счет высокого уровня теплозащиты, так и за счет использования естественного солнечного тепла - с его последующей аккумуляцией (о чем мы рассказывали подробно). Это своего рода базовый, теплофизический аспект проектирования экодома.

Как сказал Игорь Огородников, уровень энергоэффективности должен быть таков, чтобы держать температуру не ниже 18 градусов Цельсия в самую холодную зимнюю пятидневку при полностью выключенных отопительных системах. Этот уровень уже достигнут на практике (о чем мы писали).

Во-вторых, в экодоме предусмотрена биологическая утилизация органических отходов и продуктов жизнедеятельности человека за счет организации замкнутого цикла. Переработанная органика вовлекается в оборот, используясь в качестве питательного субстрата для выращивания съедобных растений. Это уже второй, биологический аспект проектирования, который будет играть основную роль при организации целых экологических поселений.

Понятно, что на данном этапе, когда экодома создаются «поштучно», биологический аспект временно отходит на второй план. Тем не менее, теплофизические вопросы играют ключевую роль. Ведь и утилизация органики, и выращивание растений (в специально спроектированных теплицах) потребуют дополнительной энергии. Соответственно, решая теплофизическую задачу, мы создаем условия для успешного решения второй – биологической – задачи.

Как мы уже писали ранее, наши специалисты уже возвели несколько экспериментальных экодомов на отдельных площадках в сибирских регионах. Один такой домик был построен в Иркутской области на территории частного домовладения (о чем мы сообщали подробно). По словам Игоря Огородникова, создание таких объектов можно отнести к «нулевому циклу» работы над экодомом. Здесь происходило накопление необходимой технологической базы, что позволило, в итоге, получить патент на экодом. Теперь уже есть возможность создавать нормальные профессиональные проекты для коммерческого строительства. То есть осуществить переход от «нулевого цикла» к созданию проектов целой линейки экодомов, которые на данном этапе будут отнесены к российским экодомам Первого поколения.

Именно такие проекты – на уровне чертежей и технических расчетов – готовит команда наших специалистов. Как ни странно, запрос на такую работу пришел со стороны одной частной компании из Нефтекамска, владеющей самыми разными активами, в том числе – бетонным заводом. Как пояснил Игорь Огородников, на компанию вышел конкретный заказчик экодома. Именно так работа наших специалистов оказалась востребованной. Речь идет о частном доме площадью около 120 кв. метров, где будет применено всё то, что уже было опробовано и испытано на «нулевом цикле», в том числе – воздушный солнечный коллектор. Как считает Игорь Огородников, использование солнечной радиации для выработки тепла экономически выгоднее, чем производство электроэнергии с помощью фотоэлектрических панелей. Во всяком случае, с помощью простых и «копеечных» (по затратам) приспособлений вы в состоянии получить КПД на уровне 80 процентов. Фотоэлектрические панели целесообразнее использовать для работы какого-либо оборудования (например, вентиляторов).

Важно, что руководитель компании, проявивший интерес к экодому, мыслит на этот счет масштабно, не исключая строительство целых экопоселений.  Соответственно, если данная тема получит успешное воплощение, здесь не обойдется без решения биологической составляющей. Как сказал Игорь Огородников, у них уже есть весь набор технологий, позволяющих создавать «безотходные» поселения, то есть такие поселения, из которых не будут вывозить на свалку органический мусор (уже сейчас создающий большие проблемы во многих регионах).

Еще один показательный пример. В Иркутской области есть крохотная деревенька, где оставшиеся жители фактически перешли на автономное существование в духе сибирских поселений позапрошлого века. В деревушке порядка 50 дворов, полное отсутствие канализации и водопровода, зато есть школа и местный дом-музей, которым очень гордятся. Местные активисты также заинтересовались экологическим домостроением, особенно по части биологической утилизации органических отходов. Такой интерес к подобным технологиям вселяет надежду на то, чтобы организовать жизнь в глубинке на принципах Шестого технологического уклада. Там, где сельские жители оказались в «свободном плавании», не имея ни нормальной инфраструктуры, ни работы, могут возникнуть все необходимые условия для внедрения самых передовых принципов организации жизни – комфортной жизни в полном согласии с природой.

К сожалению, наше архитектурное сообщество воспитано на совершенно других принципах. Зачастую архитекторы оказываются невосприимчивыми к инженерным аспектам проектирования, которые для экодома имеют принципиальное значение.  «Инженерки» здесь намного больше, чем для обычных домов. А наши архитекторы, как правило, в большей степени сосредоточены на эстетических параметрах жилища, чем на технических параметрах. То же самое происходит и с большинством заказчиков, уделяющих первостепенное внимание внешней привлекательности своего дома, чем вопросам, связанным с его эксплуатацией.

Однако в меняющихся условиях, когда происходит удорожание электричества и тепла, когда дорожают продукты, преимущество, вне всяких сомнений, получат те граждане, которые пересмотрят свои приоритеты в пользу новых принципов организации жизни. Это как раз и станет главной объективной предпосылкой для усиления интереса к экодому со стороны потенциальных покупателей. Пока еще российские граждане живут в потребительской эйфории, не задумываясь об отдаленном будущем. Но, как видим, ситуация начинает меняться. Недалек тот день, когда качество жизни начнут соизмерять с затратами. И вот тогда возникнут реальные условия для того, чтобы оценить жизнь по-новому. Экологическое домостроение как раз предполагает получение необходимого уровня благ при значительном снижении издержек. Это и есть основной принцип новой жизни, и к нему уже наши специалисты подводят сейчас технологическую базу.

Олег Носков