По крайней мере, такие результаты показали исследования влияния процедуры вакцинации на репродуктивную систему лабораторных животных, проведенные новосибирскими учеными. Ряд результатов опубликован в журнале Reproduction.
Этнографические наблюдения давно показали, что народы, проживающие на территории с высоким разнообразием паразитарной нагрузки (включая вирусов и прочих патогенов), имеют более высокий уровень рождаемости. По-видимому, это один из механизмов популяционной адаптации в ответ на внешнюю угрозу.
Ученые Центра генетических ресурсов ИЦиГ СО РАН изучили как работает этот механизм на примере лабораторных мышей, выбрав в качестве модели паразитарной нагрузки процедуру вакцинации.
– В основе вакцинации лежит схожий процесс, в организм попадает чужеродный белок, который распознает иммунная система и вырабатывает антитела к нему, - пояснил руководитель Центра, д.б.н., профессор Михаил Мошкин.
С точки зрения исследований удобно и то, что практически любая вакцина запускает, по сути, один и тот же каскад процессов, отличаются только антитела, нарабатываемые в их результате. Никаких отрицательных последствий для фертильности (плодовитости) самцов исследователями выявлено не было. Наоборот, в ходе эксперимента от вакцинированных самцов родилось примерно на треть больше потомства, чем от не вакцинированных.
Это, кстати, открывает интересные перспективы для обычного животноводства, где рост плодовитости самцов-производителей на треть – очень заманчивый результат. Конечно, пока ученые не могут гарантировать, что результаты, полученные на мышах, можно транслировать на коров и свиней со стопроцентным совпадением. Но в том, что вакцинация способна улучшать их производительность в плане потомства, сомневаться не приходится. Поэтому Михаил Павлович с коллегами рассчитывают увидеть, как эти научные данные трансформируются в технологии животноводства.
Другие результаты, полученные в ходе эксперимента, оказались не менее интересны. Эмбрионы, зачатые вакцинированными самцами, оказались несколько крупнее, чем у контрольной группы. А мыши заботились о них гораздо тщательнее.
– Для самок мышей отказ выкармливать свое потомство – довольно обычное явление, которое встречается довольно часто, но в отношении потомков вакцинированных самцов этого практически не происходило, - рассказал Михаил Мошкин.
Исследователь предполагает, что это тоже следствие включения механизмов популяционной защиты. Известно, что организм матери получает вместе с семенной жидкостью и сперматозоидами партнера некую информацию. В данном случае, видимо, о том, что есть угроза для популяции и потому значение потомства возрастает. Следует отметить, что потомки вакцинированных самцов характеризовались большей, чем потомки контрольных самцов, способностью к воспроизводству при высоком риске инфекций. В настоящее время работа в этом направлении продолжается и одна из ее целей – лучше изучить механизмы обнаруженной взаимосвязи.
Пресс-служба ИЦиГ СО РАН
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии