Совместная экспедиция ученых института археологии и этнографии и института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН, используя методы геологоразведки, сумела обнаружить остатки фундамента Чаусского острога.
Напомним, что русская колонизация территории нынешней Новосибирской области началась на рубеже XVII – XVIII веков и ее опорными пунктами в Приобье стали три острога – Умревинский (1703 г.), Чаусский (1713) и Бердский (1716-17 г.г.). Выполнив свою задачу форпостов Российской империи, уже к концу правления Екатерины II остроги были заброшены и вскоре исчезли с карт.
В прошлом веке ученым удалось вновь найти площадки двух из них – Бердского и Умревинского, и даже организовать там археологические раскопки, принесшие много ценной информации о жизни первых русских поселенцев. А вот обнаружить место, где располагался Чаусский острог установить не удавалось и многие годы его изучение шло «дистанционно» – по дошедшим до нас описаниям, в частности известным новосибирским краеведом Кузьмой Зайцевым. А еще, в 1743 году подробное описание острога сделал немецкий путешественник Иоганн Гмелин, чьи записки отличаются большим вниманием к деталям и точностью изложения. В наше время новосибирский археолог, к.и.н. Сергей Горохов перевел этот текст и на его основе составил точный план Чаусского острога.
«Из того, что удалось узнать о Чаусском остроге, стало ясно, что он несколько отличался от своих собратьев. Он первым из приобских острогов строился именно как будущий город, а не просто оборонительное сооружение. Это нашло отражение и в его планировке, сделанной в так называемой «городовой технике», например, стены острога представляли собой жилые срубы, стоявшие вплотную друг к другу. По тому же образу, в частности, был построен и Томск», — рассказал ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН д.и.н. Андрей Бородовский.
Так в итоге и произошло, обитатели Чаусского острога стали основателями современного рабочего поселка Колывань, но он был заложен по соседству, а сам острог, как упоминалось, был заброшен. Существовало несколько версий его расположения. Еще в 1996 году Андрей Бородовский выпустил монографию про археологические памятники Колыванского района, где утверждал, что искать острог надо в центре современного села Чаус (наиболее высоком, незатопляемом участке территории).
Подтвердить эту версию удалось только сейчас, когда группа ученых двух институтов Академгородка провела геофизические исследования и обнаружила остатки западного и южного рвов острога. Геофизические исследования на месте расположения Чаусского острога проводил к.г.-м.н. Владимир Оленченко вместе с археологами Андреем Бородовским, Сергеем Гороховым и двумя своими студентами. Данные, полученные с помощью георадара, совпали с планом, составленным по описанию Гмелина. Учитывая, что нет данных о каких-либо других подобных объектах в этой местности, ученые уверены, что обнаружили именно Чаусский острог. Осенью на этом месте должны начаться полноценные археологические раскопки, которые, как надеются ученые, поставят точку в многолетней работе по локализации первых русских острогов в этих краях. Масштабные исследования сибирских острогов начала 18 столетия проводятся по гранту РФФИ № 20-09-4258\20 «Основные особенности развития оборонного зодчества в Сибири в эпоху Петра I»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии