В Академгородке прошла конференция памяти выдающегося исследователя ранней истории сибирских городов Дмитрия Яковлевича Резуна. Подробнее о его историческом наследии нам рассказал председатель оргкомитета конференции, старший научный сотрудник Института истории СО РАН, к.и.н. Иван Каменецкий.
– Иван Павлович, Вы хорошо знали Д.Я. Резуна?
– Дмитрий Яковлевич был моим учителем, причем еще со школьной скамьи. После окончания Омского государственного педагогического института он несколько лет работал учителем средней школы в Называевске, а я в ней тогда учился. И это наше знакомство с годами переросло в научное сотрудничество и большую дружбу. Мы дружили семьями и поныне я поддерживаю знакомство с его супругой, она работает учительницей в одной из школ Академгородка, и их сыновьями.
Когда я защищал кандидатскую диссертацию, Дмитрий Яковлевич был моим научным руководителем, и потом я, в какой-то мере, продолжил его дело. Так, уже после его смерти мы издали огромный биобиблиографический словарь «Служилые люди Сибири конца XVI – начала XVIII веков», на основе его рукописной картотеки, в которой более десяти тысяч имен служилых людей, живших в Сибири, начиная с конца XVI века. Этот ценнейший банк данных, который он составлял на протяжении сорока лет можно считать одним из главных результатов его научной деятельности. Теперь этот результат опубликован и доступен другим исследователям.
– Служилые люди были главным объектом научного интереса Резуна?
– Скажем так, одним из главных, поскольку именно служилые люди были основной движущей силой русской колонизации Сибири. А не крестьяне, как было принято считать на протяжении долгого времени. Первыми на новые земли приходили служилые люди, строили здесь города и остроги, организовывали систему государственной власти на местах, начинали освоение сибирских просторов. И, хотя по сути своей они были профессиональными воинами, в условиях фронтира служилые люди выполняли самые разные функции: административные, ясачные, градостроительные и прочие. Именно этим людям мы обязаны присоединением и первоначальным освоением огромных территорий от Урала до Тихого океана.
В своих трудах Дмитрий Яковлевич не раз проводил историко-сравнительные параллели в ходе присоединения, заселения и освоения Сибири и Северной Америки по ряду ключевых вопросов – причины, характер, особенности этого процесса. В них было много схожего, общего, но было и много отличий. Например – темпы продвижения, европейцам, чтобы пройти Северную Америку с востока на запад понадобилось почти четверть тысячелетия, русские от Урала до Тихого океана дошли фактически за полвека. При этом методы колонизации были совершенно иные. Установкой русского государства было – сохранение коренного населения и привлечение его на свою сторону как будущих подданных и налогоплательщиков, поэтому в документах той эпохи было предписано действовать «мягкостью, а не жесточью». Описанию этих и других различий в подходах к колонизации, организации жизни на фронтире посвящено немало работ Д.Я. Резуна.
– Вы сказали, что это один из результатов его научной работы. А в чем еще заключается его вклад в историческую науку?
– Дмитрий Яковлевич опубликовал ряд серьезных работ по истории становления и изучения сибирского градостроительства, основанию ряда городов. Его по праву называют основателем сибирской школы исторической урбанистики, которая сегодня продолжает успешно развиваться в ряде научных центров: Барнауле, Красноярске, Иркутске, Якутске в том числе, за пределами самой Сибири, например – в Екатеринбурге. Его монографические работы, посвященные истории изучения сибирского города в XVII и XVIII вв., а также книги о ранней истории малого сибирского города – Ачинска и других разрядных и уездных городов, несомненно, вызывали интерес историков к городской тематике. До этого в сибирской историографии преобладали преимущественно работы по военной, аграрной и промысловой истории Сибири. Города и остроги рассматривались в большей мере как военные и административные центры, экономическим, социальным и культурным функциям сибирского города не уделялось должного внимания. Дмитрию Яковлевичу удалось преломить эту тенденцию. В начале 1990-х годов вместе с Р.С. Васильевским они выпустили уникальный труд «Летопись сибирских городов», где впервые в яркой популярной форме рассказывалось об истории возникновения 88 русских городов и острогов за Уралом в XVII веке, показана их значительная роль в хозяйственной, культурной, духовной жизни Сибири, в становлении будущей Азиатской России. Эта книга стала своего рода основанием, важной научно-популярной составляющей в сибирской исторической урбанистике.
Но сфера его научных интересов, на самом деле, была намного шире. Изучение вопроса об участии и вкладе «иноземцев» - иностранцев-европейцев в колонизацию сибирских земель тоже – заслуга Дмитрия Яковлевича, так как до него этой темой никто всерьез не занимался.
Например, вопрос об участии иностранцев-европейцев в освоении Сибири, как добровольно вступивших в число служилых людей, так и ссыльных. Среди них было много поляков, литовцев, немцев, греков, шведов (в том числе из числа взятых в плен в Северной войне). Но встречались и более редкие гости – французы, шотландцы, испанцы, венгры и даже арабы. В научно-популярной книге «Воспитание историей», выполненной совместно с Р. Васильевским, он также показал, как менялись искаженные, во многом фантастические представления западных европейцев о Сибири на протяжении нескольких столетий и какими они стали в современный период.
Немало времени Дмитрий Яковлевич посвятил изучению истории сибирского рынка и предпринимательства, он выступил инициатором издания первой энциклопедии по истории купечества и коммерции в Сибири с XVII по начало ХХ веков, выполненной в четырех томах. Работа над ней началась в начале 1990-х, когда с финансированием науки дела обстояли чрезвычайно плохо. Дмитрий Яковлевич сумел найти спонсоров из числа первых новосибирских предпринимателей, выделенные ими средства были весьма ограниченными, поэтому первые тома вышли на газетной бумаге в плохом полиграфическом исполнении. Интерес к первой энциклопедии был настолько велик, что позднее она была переиздана в новом, улучшенном формате.
Его главной заслугой в осуществлении данного проекта было то, что он сумел привлечь к работе над энциклопедией 62 исследователя со всей Сибири и Урала, и выступил главным организатором работы этого большого коллектива, что само по себе требовало титанических усилий. Помимо редакторской работы, Дмитрий Яковлевич был самым активным автором, он написал для энциклопедии более 700 статей и заметок.
Вообще в работе над этим и другими изданиями наглядно проявились его поразительное трудолюбие, незаурядные организаторские способности и высокая коммуникабельность.
Параллельно с изданием энциклопедии по истории купечества совместно с архитектором О.Н. Бесединой он написал и издал на деньги спонсоров ассоциации «Сибирская ярмарка» две книги, посвященные истории ярмарочной торговли городов Западной и Восточной Сибири в дореформенный период, а также совместную с В.А. Исуповым монографию о торговле в Новониколаевске-Новосибирске в довоенный период.
– Вы упомянули вклад Дмитрия Яковлевича как организатора крупных научных проектов. А были в его жизни еще подобные примеры успешной работы именно в организации научного процесса?
– Он первым из нашего института в те же 1990-е годы, организовал сотрудничество с рядом западноевропейских историков и это вылилось в возможность публикаций наших исследований в зарубежных научных журналах, что для гуманитарных наук всегда было сложной задачей. Со своей стороны, он содействовал в написании их статей по истории Сибири для наших периодических изданий. В этот период по инициативе Дмитрия Яковлевича были налажены научные связи с западными историками: Эльжебет Качинской, Анджеем Выробишем (Польша); Дени Фабро (Франция), А.С. Кан (Швеция) и др. Д.Я. Резун выступил организатором совместной работы с указанными историками по осуществлению важных международных проектов: «Поляки в Сибири», «Военнопленные шведы в Сибири», «Немцы в Сибири» и других ценных изданий. К сожалению, ввиду его тяжелой болезни эти начинания были осуществлены лишь частично. Более успешно был реализован лишь проект «Белорусы в Сибири» с Национальной академией наук Беларуси, в нем Дмитрий Яковлевич принял самое деятельное участие и был награжден медалью названной академии.
Ну и конечно, он очень много внимания уделял работе с молодежью, привлечением в науку новых поколений. Я и сам, в определенной степени, пример такой работы. Под руководством Дмитрия Яковлевича подготовлено и защищено 16 кандидатских и докторских диссертаций, написаны десятки отзывов, рецензий на работы молодых ученых. Он с большим успехом читал лекции и спецкурсы в нескольких вузах Новосибирска и Сибири в целом, вел большую просветительскую работу. Для обычных средств массовой информации написал огромное количество статей по историко- краеведческой тематике и можно только гадать для скольких его читателей они стали импульсом к увлечению историей.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии