Российская академия наук отмечает 175-летие со дня рождения президента Российской академии наук Александра Карпинского. Он был первым в послереволюционное время главой академии (возглавлял ее с 1917-го по 1936 годы) и первым, кто занял этот пост в результате выборов. На заседании Президиума РАН с докладами о жизни и деятельности ученого, многие научные труды которого и поныне не потеряли актуальности, выступили генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А.П. Карпинского член-корреспондент РАН Олег Петров и главный научный сотрудник сектора истории РАН и научных учреждений Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, доктор исторических наук Владимир Соболев.
Открывая заседание, президент РАН Александр Сергеев отметил: «Александр Петрович долгие годы проработал на этом посту. Это был сложнейший и очень интересный период становления Академии наук как организации с большим числом институтов в своем составе. Этот функционал, которым мы гордимся, который был у Академии наук до 2013 года, складывался как раз в то время». Глава РАН подчеркнул, что А. Карпинский был первым демократически избранным главой Академии наук, а время его президентства совпало с годами революции, гражданской войны, потрясений во всех сферах российской жизни.
О. Петров напомнил, что Александр Петрович был «отцом русской геологии» - его именем названы город в Свердловской области, вулкан на острове Парамушир (Курильские острова), гора на Северном Урале, залив у полуострова Таймыр, бухта на берегу Тихого океана, ледник на Новой Земле, минерал карпинскийт - сложный силикат, Геологический музей АН СССР и улица в Санкт-Петербурге.
А. Карпинский родился 26 декабря 1846 года (7 января 1847 года по новому стилю) в поселке Турьинские Рудники Екатеринбургского уезда Пермской губернии в семье горного инженера (сегодня это город Краснотурьинск Свердловской области). Кстати, спустя всего 12 лет в этом же поселке родился будущий изобретатель радио Александр Попов. А дома, в которых провели детство эти два выдающихся человека, стояли рядом друг с другом.
Мальчик получил домашнее образование, а в 1857 году после смерти отца был определен на учебу в Петербургский горный корпус, который позже был преобразован в Горный институт и который А. Карпинский окончил с золотой медалью и в чине поручика. На Урале молодой горный инженер начал самостоятельно заниматься научно-исследовательской работой.
В 1868 году А. Карпинского вызвали в Санкт-Петербург для преподавательской работы в Петербургском горном институте. В 1877-м он был избран профессором кафедры геологии, геогнозии и рудных месторождений института, где читал лекции по исторической геологии, петрографии и рудным месторождениям. Карпинский быстро стал одним из лидеров наук о Земле. В 1885 году он занял пост директора Горного института, которым руководил в течение 18 лет.
Александр Петрович был главным редактором 10-верстной Геологической карты Европейской России. С нее началось развитие в нашей стране важнейшей ветви наук о Земле – геологической картографии, опирающейся на фундаментальные геологические исследования. «Будут новые геологические карты и новые знания - будут и новые месторождения, будет развитие России», - писал А. Карпинский.
Научная деятельность А. Карпинского отличалась разносторонностью. Он участвовал в составлении геологической карты Европы и унификации графических изображений в геологии. Составленные им сводные геологические карты Урала и Европейской части СССР и серия палеогеографических карт позволили развить теорию колебательных движений земной коры.
Работа по геологическому картированию страны вывела Россию в ряд передовых стран по постановке геологической службы. Многие труды Карпинского посвящены петрографии - науке, изучающей состав и происхождение горных пород. Александр Петрович был одним из первых русских ученых, использовавших в исследованиях микроскоп, без которого не мыслится теперь работа петрографа-минералога.
Выдающиеся научные труды ученого были по достоинству оценены Императорской Санкт-Петербургской академией наук. В 50-летнем возрасте, пройдя все положенные ступени академического роста, А. Карпинский стал ординарным академиком. Академию наук Александр Петрович возглавил в 1917 году в возрасте 70 лет, в самый трудный период ее существования. Под его руководством осуществлялась перестройка ее работы. На этом посту ученый находился до последних дней своей жизни.
Поначалу он не принимал новую власть, но скоро стал с ней сотрудничать, делая все возможное для развития науки на благо России. Нравственный и научный авторитет А. Карпинского был непререкаем как среди коллег, так и среди представителей новой власти. Он вел обширную общественную работу, был постоянным представителем русской геологической науки на международных геологических конгрессах, состоял членом многих иностранных академий наук и научных обществ.
«Он всегда говорил правду», - подчеркнул академик Александр Глико, выступая на Президиуме РАН.
Когда в 1918 году была предпринята попытка ликвидации академии, А. Карпинский направил В.Ленину письмо, в котором написал: «Уничтожение академии опозорит любую власть».
Академия была сохранена. В письме к Луначарскому 24 марта 1918 года Карпинский пишет: «В тяжелые моменты русской действительности задача об охране того, что есть, должна доминировать над идеей нового строительства. К несчастью, наступил один из тех разрывов, которые составляют несчастье русской жизни и мешают ей развить настоящую преемственность, какая одна может явиться надежным залогом жизненного творчества. То глубоко ложное понимание труда квалифицированного как труда привилегированного и антидемократического легло тяжелой гранью между массами и работниками мысли и науки. Настоятельным и необходимым поэтому является для всех, кто осознал пагубность этого отношения к научным работникам, бороться с ним и создать для русской науки более нормальные условия существования». Александр Петрович писал, что Академия наук готова «внести свой вклад в решение неотложных задач восстановления экономической жизни» страны.
Другую выдержку из писем Карпинского Луначарскому привел академик Валерий Тишков.
Александр Петрович писал наркому просвещения: «После Великой французской революции Парижская академия на время перестала существовать, и даже история самой страны омрачилась казнью одного из величайших ее гениев, открывшего элемент, без которого ничто на Земле живущее не могло бы существовать. В мае 1794 года был гильотинирован великий французский химик Лавуазье, открывший кислород. Мы, академики, не настолько неблагодарны, чтобы не чувствовать к вам особой признательности».
- А. Карпинский был своего рода буфером между властями, с пренебрежением относившимися к науке, и членами академии, которые вверили ему свою судьбу и полагались на него как на гаранта, если не независимости, то хотя бы личной физической неприкосновенности, - сказал В.Тишков.
Карпинский подписал десятки писем с требованиями освободить невинно арестованных ученых, включая и сотрудников РАН, пытался предотвратить «Академическое дело» - уголовное дело, сфабрикованное ОГПУ в 1929-1931 годах против группы ученых Академии наук и краеведов в Ленинграде.
Александр Петрович Карпинский умер 15 июля 1936 года в возрасте 89 лет и был похоронен на Красной площади, у Кремлевской стены. В 1936 году было выпущено постановление Совнаркома СССР об установке памятника Карпинскому в Москве, которое не было выполнено. В 2010 году в Санкт- Петербурге памятник ученому был установлен у входа в институт его имени. В 1946 году АН СССР учредила премию и золотую медаль им. А.П. Карпинского, присуждаемые за выдающиеся работы в области геологии.
К началу президентства Карпинского в системе Академии наук кроме архива, библиотеки и типографии работали всего 1 институт, 5 лабораторий, 6 музеев, две обсерватории и одна станция. К началу же 1941 года в системе АН СССР насчитывалось уже 76 институтов, 11 лабораторий, 6 обсерваторий, 42 станции и др.
Андрей Субботин, Поиск, №5, 2022
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии