«Потерять какой-то вид гораздо проще, чем сохранить его»

Белоголовая савка является одним из самых редких видов уток на планете, этот вид включен в Красную книгу России и международную Красную Книгу. Но для сохранения вида мало ввести строгие меры по его охране, нужны шаги по увеличению популяции. Именно этой работой занимаются на базе Карасукского научного стационара Института систематики и экологии животных (ИСИЭЖ) СО РАН, вместе с Новосибирским зоопарком имени Р.А.Шило (зоопарк, помимо вклада в научно-практическую часть работы, взял на себя основное финансирование проекта) и экологическим центром «Стриж». Подробнее об этой работе рассказал старший научный сотрудник ИСИЭЖ СО РАН, к.б.н. Владимир Шило.

– Наша совместная работа с Новосибирским зоопарком по размножению в неволе белоголовых савок с перспективой последующего восстановления численности в природе идет с 2006 года. За это время нам удалось решить первую часть задачи – наши савки успешно живут и размножаются в условиях вольерного содержания и вот уже четвертый год, как мы приступили ко второму этапу, выпускаем первых птиц в дикую природу на озера в Карасукском районе.

– Насколько часто применяют такой подход для сохранения исчезающих видов?

Директор Новосибирского зоопарка имени Р.А.Шило Андрей Шило на выпуске рябчиков в Академгородке – Он известен достаточно давно и, к слову, зоопарки традиционно играют важную роль в подобных проектах. Результаты бывают разные. Например, с лошадью Пржевальского и овцебыком получилось решить задачу и воссоздать устойчивую популяцию этих животных в дикой природе. Таким же образом восстановили численность калифорнийского кондора. А вот в случае со стерхом и рядом других перелетных птиц, к примеру, адаптация к жизни в природе пока получается не очень удачной. Кстати, мы тоже работаем не только с савкой, это лишь часть большой работы по размножению и выпуску в природу ряда редких видов птиц, которая ведется нашим институтом и зоопарком с прошлого века. В ее рамках в экспериментальном хозяйстве зоопарка впервые в мире была создана стабильно размножающаяся вольерная популяция азиатской дикуши, и сейчас идет такая же работа по увеличению численности этого вида в природе за счет создания популяции птиц в Маслянинском районе. Работаем и с другими  птицами – дрофой (тоже краснокнижной птицей) и важными промысловыми видами – глухарем и рябчиком.

– Какие задачи приходится решать в ходе второго этапа, когда Вы выпускаете птиц на волю?

– Их несколько. Мы должны исследовать адаптацию наших савок, для которых дом – это вольер, к природной обстановке. Далее, надо понять, какой сценарий выпуска птиц на волю для савок будет оптимальным. Тут возможны разные варианты: выпуск взрослых птиц весной, или – сеголетков, родившихся в этом году, осенью, или самок с птенцами. Как показал наш опыт, для азиатской дикуши оптимальным как раз стал выпуск самки с выводком, птенцами в возрасте 3 – 5 дней. У самки срабатывает материнский инстинкт, она все лето растит птенцов, а для тех природа уже становится привычной средой обитания. Схожий результат мы получили в результате выпуска в природу в Кудряшовском заказнике самки глухаря с птенцами. А вот с савкой нам еще предстоит определить, какой из вариантов работает лучше. Поскольку савки – перелетные птицы, много сложностей связано с отслеживанием путей их миграции, вообще с мониторингом их дальнейшей судьбы.

Выпуск глухарей в природу – Как Вы это делаете?

– На данном этапе мы окольцовываем птиц, которых выпускаем на волю, на внутренней стороне кольца указаны наши контакты, чтобы тот, кто обнаружит птицу, мог сообщить нам, где это произошло. Но, конечно, это очень ограниченный в плане получения информации способ. Сейчас мы пытаемся организовать отслеживание птиц с помощью GPS-трекеров, но это непростая техническая задача. Савка много летает, когда она кормится, то постоянно ныряет в воду. Это накладывает свои требования к датчику, он должен быть очень легким (чтобы не мешать полету) и, в то же время, устойчивым к воздействию воды. Такие приборы непросто найти на рынке, да и стоят они довольно дорого. Поскольку мы не можем себе позволить разбрасываться такой техникой, то перед тем как начать крепить их выпускаемым на волю птицам, в настоящее время мы отрабатываем работу с ними на савках, которые содержатся в наших вольерах.

– Удалось ли отследить судьбу уже выпущенных птиц?

– Достоверно зафиксированных данных о том, что наши савки вернулись в Карасук у нас нет, есть только подтвержденные результаты наблюдений за несколькими птицами. Они благополучно прожили летний период на озерах в местах выпуска. Мы надеемся кардинально изменить ситуацию с мониторингом как раз с помощью GPS-трекеров. Тогда, понимая, как складывается судьба у выпущенных на волю савок, мы сможем вносить необходимые коррективы в свою работу.

– Сколько савок должно покинуть Карасукский стационар, чтобы можно было сказать, что Ваша работа успешно завершена?

– Прежде всего, наша работа – изучение белоголовой савки, а это неограниченный во времени процесс. Что касается восстановления численности вида, то это огромная по масштабу работа, которую нельзя выполнить силами одного питомника. Сейчас на территории России, по разным оценкам встречается от нескольких сот до нескольких тысяч птиц этого вида, какое-то количество проживает в Европе. А чтобы говорить о том, что виду не угрожает исчезновение, на планете должны проживать сотни тысяч, если не миллионы савок. Так что и здесь, мы делаем лишь первые шаги. Вообще, потерять какой-то вид животных или растений гораздо проще, чем сохранить его, а тем более – восстановить популяцию до былых размеров.

– Кто еще из Ваших коллег занят в этой работе?

– Со стороны ИСЭЖ СО РАН в проекте по разведению и интродукции в природу разных видов птиц кроме меня задействованы - Светлана Климова (она руководит работами по вольерному разведению птиц), Владимир Юдкин и аспирант Иван Фролов (они участвуют в разработке интродукции в природу глухаря и рябчика). Мониторингом за выпущенными савками, кроме нас активно занимаются Евгений Мурзаханов и Андрей Баздырев (Экологический центр «Стриж). Ну и как я уже говорил, нашим постоянным партнером выступает Новосибирский зоопарк, вклад его сотрудников очень существенный. Низкий им поклон и пожелание дальнейшего развития и процветания.

 Сергей Исаев