Комитет по науке и высшему образованию Государственной Думы РФпровел встречу с главой профильного министерства Валерием Фальковым и его заместителями. Обсуждалась деятельность ведомства по важным с точки зрения депутатов направлениям.
В начале заседания присутствующие получили материалы, представляющие итоги работы комитета с января по июль текущего года.
Как же выглядят его основные достижения в законодательном обеспечении развития науки за этот период?
Депутаты завершили работу над законами, в результате которых Совет при президенте по науке и образованию получил право утверждать прогноз научно-технологического развития РФ, а президент — определять порядок разработки и корректировки этого прогноза. Согласно еще одному новому закону научные организации из утверждаемого правительством перечня смогут осуществлять образовательную деятельность по программам специалитета.
Кроме того, с подачи комитета Дума в первом чтении рассмотрела два законопроекта из области исследований и разработок. В первом закреплено понятие «молодой ученый» и определены меры государственной поддержки этой категории. Во втором установлены принципы и правила проведения научной (научно-технической) экспертизы. С некоторой натяжкой к области НИР можно причислить еще и нормативный акт, в котором устанавливаются критерии отнесения организаций к малым технологическим компаниям и определяются механизмы господдержки таких структур.
Вот, собственно, и все. Бросается в глаза, что круг законодательных инициатив профильного комитета, относящихся к научной сфере, значительно уже, чем связанных с развитием высшего образования.
В докладе министра и вопросах депутатов темы, касающиеся сферы исследований, также были, мягко говоря, не основными.
Депутат Олег Смолин поинтересовался, не грозит ли научному бюджету секвестр в связи с заявленной Минфином инициативой фронтального сокращения госрасходов в бюджете следующего года.
«Вопрос приоритизации, конечно, обсуждается, — признал Валерий Фальков. — Что касается Государственной программы «Научно-технологическое развитие (НТР) Российской Федерации», расходы на которую составляют около 1,2 триллиона в год, я бы поделил ее на составные части. Социальные обязательства — стипендии обучающихся и зарплаты научных и научно-педагогических работников — не претерпят изменений ни при каких условиях. Мы не видим угрозы и ядру госпрограммы — нацпроекту «Наука и университеты». Дело в том, что он выходит на финишную прямую — в 2024 году завершается, и мы его «держим» по всем параметрам, включая финансирование».
По словам министра, защищена и вся госпрограмма НТР. Есть поручение президента от 18 апреля 2021 года №632, в котором говорится, что расходы на научные исследования и разработки гражданского назначения должны быть консолидированы в рамках одной госпрограммы и уровень этих расходов не может снижаться.
Валерий Фальков подчеркнул, что в выполнении госпрограммы участвуют более 50 главных распорядителей бюджетных средств, и они, по всей видимости, будут действовать по-разному. Отвечать за всех министр не взялся, но пообещал, что Минобрнауки сделает все возможное, чтобы расходы на науку не снизились.
«Проект федерального бюджета должен быть направлен в Госдуму до 1 октября, проектировки продолжаются, предстоит еще много юридически значимых действий, касающихся бюджетирования. Мы активно доказываем на разных площадках целесообразность сохранения и даже увеличения научных расходов», — сообщил Валерий Фальков.
Он подчеркнул, что уровень расходов федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2023 году стал самым масштабным за последние 10 лет. Расходы начали расти с 2020 года, и в нынешнем году этот показатель является самым высоким — почти 706 миллиардов рублей (3,1% расходов бюджета).
Министр призвал депутатов не стоять в стороне и поддерживать усилия министерства по сохранению достигнутого уровня.
«Наша общая задача всем вместе, с учетом позиции РАН, с учетом Десятилетия науки и технологий и эффективности мер государственной поддержки, не опускать эту планку и добиваться того, чтобы средств на гражданскую науку выделялось не меньше, а может быть, и больше», — заявил он.
Председатель комитета Сергей Кабышев поддержку как будто пообещал, правда, в несколько витиеватой форме: «Возложенные Конституцией на правительство полномочия по сохранению и развитию научного потенциала России предполагают гарантирование со стороны государства разумной, достаточной стабильности финансовых условий для реализации задач научно-технологического развития».
Депутат Екатерина Харченко поинтересовалась, на какой стадии находится продолжающийся больше года процесс подготовки новой системы оценки результативности научных исследований и разработок.
Заместитель министра Денис Секиринский, курирующий департаменты Минобрнауки, которые занимаются этим вопросом, сообщил, что разработка системы идет, но сроки ее введения пока трудно обозначить даже примерно.
«Задача нетривиальная: мы привыкли анализировать процесс, а требуется оценивать результаты. Дело движется, но не так быстро, как хотелось бы. Введены отдельные элементы системы, и не все они встретили одобрение и поддержку в научном сообществе», — отметил замминистра.
Напомним основные элементы новой системы.
Среди них — обеспечение межведомственной координации при планировании и отчетности НИР. Единые подходы к оценке эффективности расходования средств федерального бюджета на НИР должны обеспечить выпущенные Минобрнауки приказы, которыми утверждены порядок определения уровней готовности научных результатов, а также разрабатываемых и разработанных технологий. Унифицированы формы направления получаемых сведений в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения — ЕГИСУ НИОКТР, которая станет единым центром управления и планирования исследований.
Для оценки публикационной активности в условиях санкционного давления сформирован «Белый список» научных журналов, на текущий год утверждена методика распределения по категориям попавших в этот перечень российских и международных научных изданий.
Сделаны первые шаги по совершенствованию механизмов проведения научной экспертизы. Проекты соответствующего федерального закона и подзаконных актов, которые определят объект, цели, задачи и принципы научной экспертизы и требования к экспертным организациям и экспертам, находятся в стадии рассмотрения.
Из объяснений замминистра следует, что ответ на вопрос — как эти элементы будут объединены в целостную систему — научное сообщество получит еще не скоро.
Надежда Волчкова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии