«Озеленение» на грани фола

Сегодня в русскоязычном сегменте Сети гуляет такая шутка: «Есть подозрение, что Анатолий Чубайс работает теперь тайным советником немецкого правительства по уничтожению национальной экономики». В самом деле, создается впечатление, что процветающая некогда страна попала в руки самоуверенных «эффективных менеджеров», решивших разнести ее в клочья в угоду химерическим идеалам.

Не так давно мы уделили внимание решению правительства Германии закрыть последние атомные электростанции - вопреки непростой ситуации на энергетическом рынке (фактически речь идет о выбытии примерно шести процентов генерирующих мощностей). Данное решение вызвало шквал критики, причем, не только внутри страны, но и за рубежом. Так, весьма авторитетный журнал Forbes объявил  немецкую программу отказа от атомных реакторов антинаучной по своей сути идеей. Мало того, автор статьи демонстрирует достаточно сдержанную оценку возможностей ВИЭ, на которых помешались в странах ЕС. По его мнению, солнце и ветер не в состоянии полностью заменить атомную энергию и ископаемое топливо на пути к нулевым выбросам углерода. Подобное убеждение является ложным и ненаучным, считает он. Но именно на этом ложном и ненаучном убеждении выстраивается политика энергетического перехода в современной Германии, где игнорируют истинную роль «мирного атома» в построении низкоуглеродной экономики.

Апрельская статья в Politico (главном рупоре демократической партии США) обращает внимание на то, что общественное мнение в Германии по поводу закрытия последних АЭС не отличается единством. Фактически, общество раскололось на два непримиримых лагеря. При этом голоса противников закрытия становятся всё громче. Для них отключение атомных электростанций является безумным решением, которое на практике противоречит усилиям европейцев по отказу от ископаемого топлива. Источники «чистой» энергии должны быть диверсифицированы, утверждают критики. В этом плане «мирный атом» должен стать важным дополнением к ВИЭ. Принятое решение, считают некоторые политические деятели (несогласные с проводимой в стране политикой), будет иметь самые негативные экономические и экологические последствия.

Показательно, что решительный отказ от атомной энергии поддерживает только 25% жителей Германии. Около трети немцев согласны на дополнительное продление срока эксплуатации оставшихся АЭС. И примерно треть высказываются в пользу длительного продления. Не менее показательно и то, что в стане убежденных сторонников партии зеленых также нет абсолютного единодушия по данному вопросу. За немедленную остановку реакторов выступает чуть больше половины (56%) из них.

При этом, как сообщается в приведенной выше публикации в Forbes, некоторые жители Германии отмечают удорожание энергоносителей на 45% сразу же после закрытия атомных электростанций. Выпавшие мощности, конечно же, попытаются компенсировать за счет расширения работы угольных электростанций. Правда, здесь также возникают дополнительные сложности. Дело в том, что руководство Германии добилось - «из принципа» - сокращения закупок российского угля (примерно на 37%). Уголь теперь начинают доставлять из-за океана, например, из Колумбии! Как мы понимаем, такие закупки прямо скажутся на удорожании производимой энергии на угольных ТЭС. Однако пока что другой альтернативы не предвидится.

Разумеется, всё это выглядит не только «ненаучно», но и в высшей степени нерационально (с экономической точки зрения, разумеется). Как же реагирует руководство Германии на вполне здравую критику своей энергетической политики?

Здесь мы подходим к самому интересному. Как заявляют представители зеленых в правительстве, слишком высокая зависимость немецкой энергосистемы от угля является результатом работы их предшественников. Именно по этой причине, считают они, Германия всё еще недостаточно резво переходит на возобновляемые источники энергии (как хотелось бы на самом деле). И, очевидно, чтобы показать свою бескомпромиссность в борьбе с ископаемым топливом, Кабинет министров Германии - параллельно с закрытием АЭС - одобрил законопроект о поэтапном запрете жидкотопливных и газовых систем отопления.

Если коротко: правительство решило в ускоренном порядке перевести отопление зданий на тепловые насосы. Говоря по-другому – электрифицировать систему отопления (поскольку тепловые насосы используют для своей работы электроэнергию).  В условиях закрытия атомных электростанций (то есть генерирующих мощностей) отказ от газа и мазута в системах отопления кажется еще одним признаком безумия нынешних руководителей этой страны. Однако в Кабинете министров, судя по всему, данное решение осмысливают под иным углом, а именно – воспринимают его как мощный стимул для перехода на ВИЭ. Согласно указанному законопроекту,

новые системы отопления уже со следующего года (!) должны на 65% работать от возобновляемых источников – как в новых, так и в старых зданиях. В принципе, здесь приветствуется любая альтернатива ископаемому топливу, вплоть до прямого отопления электричеством, но только с одним условием – чтобы оно было «чистым».

Задача, как видим, амбициозная (особенно если учесть предельно сжатые сроки), и для ее реализации правительство намерено ежегодно направлять по 9 миллиардов евро (10 миллиардов долларов) вплоть до 2028 года. Деньги должны поступать из специального климатического Фонда, в котором на 2023-2026 годы уже заложено порядка 180 миллиардов евро. Главный инициатор этой программы – министр экономики Германии Роберт Хабек (партия зеленых) – уверил журналистов в том, что финансирование данного «энергоперехода» будет обеспечено в полной мере. При этом он посетовал на то, что Германия в этом плане отстает от скандинавских стран, лидирующих по установке тепловых насосов.

Отдельной строкой проходит вопрос наказания нарушителей. Для них законопроект предусматривает штрафы от 5 000 до 50 000 (!) евро. Чтобы было понятно: в настоящее время не менее половины домохозяйств в Германии используют для отопления природный газ. Еще четверть использует мазут. В случае вступления закона в силу им придется уже через год отказаться от своих газовых и мазутных котлов и перейти на установку тепловых насосов. Насколько эти планы воодушевляют простых немцев? Судя по всему, не очень, учитывая то обстоятельство, что 78% жителей Германии выступают против этой законодательной инициативы. Примерно 62% опрошенных уверены в том, что после такого «озеленения» энергосистемы их ждет очередное повышение счетов за отопление. 

Сильнее всего людей смущают подозрительно сжатые сроки реализации указанной программы. Почему запрет на газ и мазут стартует уже с 2024 года? Только для того, чтобы продемонстрировать лидерство в вопросах «энергоперехода» и в сотый раз сказать много высоких слов о снижении углеродных выбросов и о спасении планеты от глобального потепления? Нельзя исключать, что здравомыслящая часть общества, не подверженная климатическому алармизму, не в состоянии связывать научно-технически прогресс с ущемлением своих материальных интересов. Понятно, что подобные инициативы претворятся в жизнь исключительно благодаря активности фанатичных борцов с глобальным потеплением, коих в Германии достаточно много. Не удивительно, что представители Гринпис уже объявили указанный законопроект «исторической вехой» для Германии в деле так называемой «защиты климата». Главное, подчеркивают экологические активисты, - это соблюдение графика по достижению «нулевых» выбросов. Остальное – «несущественные» детали, включая закрытие предприятий и снижение уровня жизни людей.

Константин Шабанов