Овощное «биоразнообразие» для Сибири

Прошедшая 10-12 апреля в Институте цитологии и генетики СО РАН 7-я Международная конференция «Генофонд и селекция растений» затронула огромный спектр научных тем. Естественно, многие из них способны оценить только специалисты в области биологии и генетики. И все же в этом огромном потоке научной информации можно было «вычленить» отдельные вопросы, актуальность которых понятна и непрофессионалу. Одна из таких тем вполне могла бы заинтересовать любого сибирского (и не только сибирского) дачника.

Речь идет о расширении нашего овощного ассортимента за счет выращивания новых, пока еще во многом экзотических теплолюбивых культур. Эту работу давно уже весьма активно (и достаточно успешно) осуществляют специалисты Центрального сибирского ботанического сада СО РАН. В последние годы ее проводят в тесном сотрудничестве с коллегами из Новосибирского государственного аграрного университета (НГАУ), играющего в данной связке роль отраслевой организации, помогающей направить фундаментальные научные наработки в широкое практическое русло.

Особый интерес у сибирских специалистов (о чем мы уже сообщали ранее) вызывают культуры, обладающие высоким содержанием функциональных пищевых ингредиентов (ФПИ), то есть, говоря по-простому, полезные для здоровья. В данном списке находятся уже известные нам овощи – спаржевая вигна, момордика, кивано и бенинказа. Какую роль они способны сыграть в жизни российских граждан?

Как заметил в своем выступлении старший научный сотрудник ЦСБС СО РАН Юрий Фотев, сложившийся в нашей стране за долгий период ассортимент овощных культур на 90% сформирован из томатов, капусты, лука репчатого, моркови, свеклы и огурца. Проблема здесь в том, что из-за неполного восполнения отчуждаемых макро- и микроэлементов происходит снижение питательных качеств овощей. Причем данная тенденция наблюдается во всем мире. Так, за 80 лет – с 1940 по 2019 годы – в овощных культурах на 50% снизилось содержания железа и на 10% снизилось содержание магния.

По мнению ученого, одним из способов решения указанной проблемы как раз является интродукция в растениеводческую отрасль новых для России и Сибири овощных растений, отличающихся высоким содержанием ФПИ. Дополнительно необходимо расширить генетическое разнообразие традиционных овощных культур (тех же томатов) в направлении повышения их ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ. Сотрудники ЦСБС СО РАН идут обоими путями, давая «на выходе» как раз те результаты, которые окажутся интересными и для сибирских дачников.

К примеру, в ЦСБС СО РАН осуществляют межвидовую гибридизацию различных видов томатов с целью создания форм, устойчивых (на стадии прорастания пыльцы) как к низким, так и к высоким температурам. По словам Юрия Фотева, благодаря сотрудничеству с ВИР и с C.M. Rick Tomato Genetics Resource Center (США), в ЦСБС СО РАН создана большая коллекция дикорастущих видов и культурных сортообразцов томата. Были выполнены многочисленные скрещивания культурного томата с дикорастущими видами и разновидностями. Таким путем был создан, например, сорт Дельта 264, отличающийся уникальным сочетанием признаков – относительно крупными плодами и удлиненной кистью, характерной для дикорастущих видов. По словам Юрия Фотева, плоды данного сорта могут достигать массы 140 – 170 грамм, отличаясь при этом высокими вкусовыми качествами. И что еще очень важно: сорт обладает высокой устойчивостью к грибным патогенам и высокой продуктивностью как в открытом, так и в закрытом грунте.

Также путем гибридизации с дикорастущими видами были получены сорта, накапливающие большое количество аскорбиновой кислоты - вдвое больше, чем у подавляющего количества сортов. Как мы понимаем, указанный признак позволяет использовать такие «витаминные» сорта и гибридные формы томата для «оздоровления» нашего повседневного рациона.

Однако особое значение для функционального питания, как мы сказали, имеют перечисленные выше овощные культуры, пока что нетрадиционные для наших краев. Юрий Фотев подробно остановился на их полезных свойствах.  Так, спаржевая вигна содержит много белка и способна выводить из организма радионуклиды. С точки зрения агротехники ее привлекательность в том, что она не требовательна к почвам, имеет короткий период вегетации (что очень важно для Сибири) и к тому же способствует накоплению в почве азота. Как заметил ученый, спаржевая вигна вполне может полноценно покрывать основные пищевые потребности человеческого организма. Интересно, что в сравнении с теми же томатами она в разы содержит больше таких жизненно важных для нашего организма элементов, как кальций, железо, цинк и молибден.

Следующая «экзотическая» (пока еще) культура – момордика. Ее ценность в том, что она нормализует содержание сахара в крови, и в этом качестве рекомендуется для профилактики сахарного диабета (что в наши дни становится очень актуально). Далее, кивано, или рогатый огурец. По вкусу он почти ничем не отличается от обычного огурца, однако может храниться в свежем виде в комнатных условиях в течение полугода. Иначе говоря, если вы сорвали кивано в августе, то спокойно можете потреблять свежий огурец вплоть до Нового года, не пользуясь при этом никаким погребом. Наконец, бенинказа, или восковая тыква, - также весьма ценная культура, обладающая антигистаминным действием и благотворно влияющая на работу ЖКТ. С точки зрения кулинарии она может использоваться в самых разных видах. При этом, в отличие от обычной тыквы, плоды бенинказы способны храниться в комнатных условиях до трех лет! Полагаем, что это очень подходит нашим дачникам, не имеющим собственных погребов.

Наиболее важным показателем работы специалистов ЦСБС СО РАН по теме интродукции нетрадиционных овощных культур является то, что они уже вывели сорта, пригодные для возделывания в условиях Западной Сибири. Например, для вигны – сорт Сибирский размер, для кивано – Зеленый дракон, для момордики – Гоша, для бенинказы – Акулина.  Указанные сорта прошли государственную регистрацию и уже достаточно хорошо испытаны в наших условиях. Причем, сортов и гибридных форм выведено гораздо больше. Мы указали только те, которые сейчас рекомендуются к возделыванию.

Если говорить об агротехнике и урожайности, то результаты здесь внушают оптимизм. По словам Юрия Фотева, изначально данные культуры (учитывая их южное происхождение) выращивались в обычных пленочных теплицах. Однако в течение трех последних лет – совместно с коллегами из НГАУ – проводятся испытания в открытом грунте. К примеру, вигну уже пытаются выращивать путем прямого (то есть без предварительного проращивания рассады) посева семян в открытый грунт (как это делают, например, с фасолью). При этом урожайность вигны вырастает примерно на 30 процентов. С высаживанием рассады возникают проблемы в силу того, что она долго болеет (примерно до августа). Что касается момордики, кивано и бенинказы, то Юрий Фотев рекомендует использовать высадку в открытый грунт трехнедельной рассады. Урожайность при таком способе также может быть выше, чем в теплице. Как показал опыт НГАУ, если в пленочной теплице урожайность бенинказы составляла 6 – 8 кг с квадратного метра, то в открытом грунте удавалось получать до 22 кг с одного «квадрата»!

При этом специалисты не останавливаются на достигнутом. Они продолжают дальнейшую работу над созданием новых сортов и гибридов, еще более приспособленных к нашим климатическим условиям.  Одна из неотложных задач – понизить требовательность растений к высокому напряжению тепла, то есть сделать их еще более «сибирскими». Возможно, им удастся добиться того, что ту же бенинказу когда-нибудь можно будет выращивать не сложнее кабачка. Что касается ценности этих культур, то она неоспорима. Как заметил Юрий Фотев, все эти культуры необходимо рассматривать для массового использования, учитывая, что их можно употреблять в самых разных видах. К тому же вигна и момордика вполне подходят для диетического и даже оздоровительного питания. А если брать кивано и бенинказу, то благодаря их способности к длительному хранению в комнатных условиях они являются, по выражению ученого, большим подспорьем в нашей продовольственной российской корзине.

Николай Нестеров