Огонь и пластик

Пожар, случившийся в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня», унесший жизни десятков людей, вынуждает нас обратиться к теме строительства и осветить те проблемы, о которых специалисты и ученые кричат уже много лет. К сожалению, их предупреждения так и остались гласом вопиющего в пустыне, и непонятно, сколько трагедий должно еще случиться в стране, чтобы на это обратили внимание как представители власти, так и рядовые граждане – потенциальные жертвы недавнего строительного бума.

Насчет строительного бума я говорю не ради красного словца. С середины «нулевых» во многих крупных городах (включая и Новосибирск) начали воздвигать крупные общественные здания, которые на волне притока инвестиций и с «благословения» местных властей вырастали как грибы после дождя. В Новосибирске, например, этим делом так увлеклись, что на некоторых территориях буквально стало некуда яблоку упасть от невиданного (по советским временам) количества торговых центров. Наверняка власть ставила себе в заслугу возведение такого количества новых зданий, радостно рапортуя нам об успехах в деле развития экономики (как это до сих пор принято считать). И многим из нас было непонятно, за счет чего, по мановению какой волшебной палочки так стремительно разрастаются новые торговые площади, соизмеримые по масштабу с целым промышленными кластерами.

Снаружи, конечно, всё выглядело красиво. Но только снаружи. Что там внутри, мало кого волновало, в том числе (судя по трагическим событиям) и тех, кто должен был держать всё это дело под контролем.

Для специалистов же никаких загадок не было. Они прекрасно понимали, что вся эта сверкающая «красота» таит в себе реальную опасность для жизни людей. Трагедия – всего лишь дело случая. И если Новосибирск она пока еще обошла, это отнюдь не означает, что ничего подобного у нас никогда не случится.

Специалисты такой гарантии не дают вовсе… Здесь необходимо кое-что понимать конкретно.

Сейчас много говорят о головотяпстве сотрудников центра, об отсутствии пожарной сигнализации и даже о том, что пожарная инспекция-де не имела возможности провести своевременную проверку. Однако есть проблема, которую можно назвать системной и которая напрямую затрагивает чисто технические аспекты строительства. Их очень часто обходят стороной. А ведь они напрямую связаны с мнимой «красотой» новых зданий.

На что в первую очередь обращают внимание специалисты? Вернемся к кемеровской трагедии. Обратите внимание, с какой стремительностью распространялся пожар, каким сильным оказалось задымление. Ничего удивительного здесь нет: здания современных ТЦ под завязку «нашпигованы» легко воспламеняющимися и экологически опасными материалами. Отделка, лакокрасочные покрытия, пластиковые стенды и щиты, синтетические утеплители и многослойные ограждающие конструкции не только хорошо горят, но и выделяют при горении токсичные вещества. По словам доктора технических наук, специалиста по строительным материалам и специальным строительным технологиям Николая Машкина, современные листовые материалы при сгорании выделяют хлористый водород, от которого человек очень быстро теряет сознание. Основные жертвы пожара, считает ученый, были банально отравлены ядовитыми продуктами горения. Потеряв сознание, люди оказались не в состоянии спасаться от огня. Как это ни страшно звучит, но при таких пожарах основная часть людей сгорает в бессознательном состоянии – обугленные трупы появляются уже после того, как человек задохнулся.

Эту же мысль высказал Заслуженный строитель России Олег Малахов. Он обратил внимание на то, что все многослойные конструкции, активно применяющиеся в современном строительстве, подвержены возгоранию.

В последнее время в Новосибирске и в Новосибирской области зафиксировано немало случаев, когда неожиданно вспыхивали вентилируемые фасады (достаточно вспомнить пожар пятилетней давности в новосибирском МФК «Сан-Сити»). Обычно считается, что виной всему – пенополистиролы. Именно на них чаще всего списывают подобные случаи, полагая, что другие виды утеплителей совершенно безопасны.

Однако, утверждает Олег Малахов, гореть может даже минеральная вата и стекловолокно. Поэтому не стоит верить на слово тем строителям, которые уверяют, будто использование минеральной ваты исключает возможность возгорания. Конкретная практика показывает, что это далеко не так. Причем, главная опасность для людей при пожаре исходит, опять же, не столько от огня, сколько от продуктов горения. После нескольких вздохов человек теряет сознание, и дальше уже ни о какой самостоятельной эвакуации речь не идет.

Разумеется, далеко не все утеплители одинаково опасны. Есть, например, высококачественные марки, которые не дают вредных продуктов горения. Но высококачественные материалы дорого стоят. А наши строители, стремясь снизить себестоимость, закупают то, что подешевле.

Дешевые же материалы в этом отношении – самые опасные. Как раз дешевая минеральная вата, пропитанная синтетическими смолами, при горении выделяет токсичные вещества. О дешевых пластиках и говорить нечего – они вообще горят как порох. Здесь, в общем-то, ни для кого особого секрета нет. Главный вопрос в том, почему государство допускает подобное безобразие, позволяя строителям преступно экономить на качестве?

Дело в том, что в стране давно уже нет единого центра государственной сертификации. По идее (как это было в советские времена и как это происходит в развитых странах) именно государственные институты должны осуществлять всестороннюю проверку имеющихся на рынке материалов, сразу «отсекая» то, что представляет опасность. Однако в нынешних условиях сертификаты разными путями «добываются» теми, кто их намерен пустить в дело. Ситуация просто нелепая, но именно так у нас сейчас обстоят дела.

Скажем, некий застройщик «достал» какой-то дешевый китайский утеплитель и параллельно умудрился раздобыть на него сертификат. Дескать, такой-то материал удовлетворяет всем требованиям (в том числе  и по пожаробезопасности). Коль на руках есть необходимая бумага, использование такого материала считается законным. При этом остается за кадром вопрос, где и как проводились испытания данного материала.

Если копнуть глубже, то выяснится, что никто ничего не испытывал. Испытания – вещь затратная. А институты, которые раньше проводили такую работу, уже расформированы в целях «оптимизации» государственных расходов. Поэтому в строительстве сегодня царит полный хаос в плане использование материалов и конструкций. Серьезная и ответственная наука из строительства фактически ушла. И теперь мы наблюдаем здесь разгул дилетантов и любителей быстрой наживы, которые опираются на непонятно кем созданные экспертизы или на скорую руку применяют зарубежные технологии (совершенно игнорируя конкретные местные условия).

Кстати, именно с этим бардаком специалисты связывают факт быстрого обрушения перекрытий во время пожаров в торговых центрах. Сейчас модно использовать металлические конструкции. Однако металл нуждается в специальном огнеупорном покрытии, в противном случае в условиях высоких температур открытая стальная конструкция потеряет прочность за считанные минуты. Судя по всему, строители этим делом пренебрегают, а инспекции зарывают глаза рукой на подобные нарушения. И так происходит сплошь и рядом. Как бы мы ни ругали советские времена, но тогда к вопросам безопасности относились очень серьезно, и столь вопиющих нарушений противопожарных нормативов было гораздо меньше - на что в один голос указывают специалисты.

И напоследок необходимо сказать, что Новосибирск в этом плане ничуть не лучше других городов. Мы, конечно, считаем себя интеллектуальной столицей Сибири, однако в строительстве у нас царит тот же бардак, что и по всей стране. И потому показное «благолепие» сияющих фасадов новых зданий еще никак не свидетельствует о настоящем качестве.

Олег Носков