Один раз за полвека

«Невероятно», «немыслимо», «отвратительно», «ужасно» – это примерно те выражения, в которых новосибирцы живописуют свои впечатления от весны 2018 года. Сибирь, конечно, край суровый, однако трудно вспомнить, чтобы под Новосибирском в конце мая березы и тополя стояли голыми. В этом году, действительно, с погодой что-то «не срослось». Причем, самое обидное, что в то время, как в Якутии стоит двадцатиградусная жара, жители Новосибирской области зябнут от холода. Полеводы вынуждены отложить посев зерновых из-за мокрой и холодной почвы. Дачники тем временем с тревогой следят за своими плодовыми деревьями и затягивают с посадкой картофеля.

Насколько необычна нынешняя весна для нашего региона, и что от нее ожидать садоводам и огородникам? За ответом мы обратились к специалистам-растениеводам, имеющим многолетний опыт работы с овощными и плодово-ягодными культурами.

Первое, о чем они заявляют в один голос: эта весна для нашего региона по всем признакам является совершенно аномальной.

«За тридцать пять лет ничего подобного не было», – замечает старший научный сотрудник ЦСБС СО РАН Ирина Боярских. По ее словам, по сумме активных температур нынешний май оказался самым «низким» за тридцатипятилетний период наблюдений.

Речь, в данном случае, не идет об экстремально низких температурах. Сильные ночные заморозки могут в наших краях сохраняться до начала июня. Проблема в том, что в течение всего мая температуры не поднимались до нормальных для этого времени года значений. По этой причине происходит задержка с распусканием почек и с цветением.

Теперь вся надежда садоводов – на нормальное лето и теплый сентябрь, считает Ирина Боярских. Причем, многое будет зависеть именно от сентября. Поскольку фенологические фазы серьезно сдвинулись (почти на месяц), то для успешной подготовки растений к зиме осень должна быть без аналогичных погодных «сюрпризов». Прохладное лето и холодный сентябрь могут оставить нас не только без урожая в этом году, но и в следующем. Правда, пока что говорить что-то однозначно рано. При нормальном лете растения способны «наверстать» упущенное и заложить урожай на будущий год. Во всяком случае, по ягодным кустарникам проблем может и не быть. Так что надежда на благоприятный исход есть.

Такое же изумление (и даже легкий шок) вызвала нынешняя весна у профессиональных садоводов.

«За 40 лет моей профессиональной деятельности я не припомню такой холодной весны. До сих пор не цвела черемуха, и это для нас – нонсенс», – говорит кандидат сельскохозяйственных наук, владелец КФХ «Сады Шубиной» Людмила Шубина.

В настоящее время, отмечает она, начинают потихоньку зацветать жимолость и смородина, однако насекомые-опылители (шмели, пчелы), которые обычно активны в это время года, еще никак себя не проявили. На территории хозяйства, кстати, есть своя пасека, однако пчелы, по словам Людмилы Шубиной, очень неохотно вылетали из своих жилищ. На завязывании плодов у раноцветущих растений (включая также сливу и вишню) это может сказаться негативно, считает она. Ее прогноз – год обещает быть не очень урожайным. Опять же остается надеяться на теплое лето, особенно на теплый июнь, который может «помочь» растениям всё наверстать. В противном случае плохой прогноз сбудется.

В этом холодном мае на удивление хорошо показывает себя тепличный виноград При этом на удивление хорошо показывает себя тепличный виноград. Напомним, что в КФХ «Сады Шубиной» виноград выращивают как в открытом грунте, так и в теплицах. В открытом грунте, отмечает Людмила Шубина, виноград «отстает» по срокам как минимум на пару недель – к 30 мая почки только-только набухли, но еще не распустились. Что касается тепличного винограда, то некоторые сорта во второй половине мая уже… зацвели (в открытом грунте в наших краях это обычно происходит в середине-конце июня). Фактически, условия для винограда в теплице сопоставимы с условиями Ростовской области, даже невзирая на нашу аномально холодную весну. Данное обстоятельство еще раз убеждает нас в том - специально подчеркивает Людмила Шубина, - что выращивание винограда в теплице – одно из самых надежных и выгодных направлений в сибирском садоводстве.

Нынешняя весна привела в замешательство и овощеводов. «На моей памяти такого еще не было», - отметила заведующая лабораторией селекции, семеноводства и технологий возделывания овощных культур и картофеля СибНИИРС Татьяна Штайнерт. По ее словам, конец мая в этом году по погодным условиям соответствует началу мая, поэтому вегетация овощных культур оттягивается примерно на месяц. Высадку рассады в открытый грунт решено отложить до 12 июня. В принципе, ничего особо страшного еще не произошло, считает ученый. Растения сейчас, по образному выражению Татьяны Штайнерт, похожи на сжатую пружину. То есть в потенциале у них все в порядке. Теперь осталось лишь дождаться теплой погоды, чтобы продолжился нормальный рост. И в принципе, при хороших условиях они проявят себя как надо, и плоды созреют в срок. То есть всё опять же зависит от того, каким будет нынешнее лето. Конечно же, такая ненормальная весна дала овощеводам массу неприятных впечатлений. «Однако мы стараемся смотреть на будущее с оптимизмом», – заметила Татьяна Штайнерт.  

Для старшего научного сотрудника ЦСБС СО РАН Юрия Фотева (также специализирующегося на селекции и интродукции овощных культур) нынешняя аномальная весна является еще одним аргументом в пользу защищенного грунта. «Нам это просто необходимо», – уверенно заявляет он.

Даже в пленочных теплицах, по его наблюдениям, температура почвы на глубине 10-15 см. на конец мая не поднималась выше восьми градусов. Для растений это совсем нехорошо. Что уж тогда говорить об открытом грунте? В любом случае в теплицах заметно снижаются риски, считает Юрий Фотев. Спрогнозировать аномальную весну, конечно же, невозможно, однако в тепличных условиях мы в состоянии хоть немного скорректировать температурный режим. Даже температуру почвы можно повысить на пару градусов, покрыв ее обычной прозрачной пленкой.

Таким образом, неожиданные погодные «сюрпризы» вынуждают нас, сибиряков, быть во всеоружии. По замечанию климатологов, такая холодная весна была примерно 50 лет назад, где-то в конце 1960-х. Если подобная аномалия будет происходить раз в полвека, то повода для отчаяния нет. Сибирь в этом плане, кстати, совсем не исключение. В практике европейских садоводов похожие неприятности также происходят время от времени (холодная весна с сильными заморозками, аномально холодные зимы, слишком дождливая осень). Поэтому мы рискуем здесь ничуть не больше.

Олег Носков