Чем ближе завершение программы перевооружения российской армии («ГПВ-2020»), тем активнее государство требует от оборонно-промышленного комплекса (ОПК) развивать линейку продукции гражданского назначения. И снова, как в годы перестройки, начинаются разговоры о непомерном для бюджета бремени расходов на гособоронзаказ. Пока такие сравнения исходят в основном из уст экспертов, журналистов, оппозиционных политиков. Но и власть уже сейчас требует от предприятий довести долю гражданской продукции (и продукции двойного назначения) до 50 % от общего объема производства. Вот только выполнить это требование получается далеко не у всех предприятий отрасли.
От «оборонки» до сих пор ждут, что она станет «локомотивом» избавления экономики страны от «нефтегазовой зависимости». Но пока, получается, она сама оказалась в зависимости – от государственного оборонного заказа. Почему так выходит и как можно решить проблему? Ответы на эти вопросы ищут многие. На прошедшем недавно круглом столе, посвященном «точкам роста» для новосибирской промышленности, эту тему в своем выступлении поднял председатель правления клуба директоров предприятий «Содружество – Эффективность – Развитие» («СЭР») Валерий Эдвабник:
– Сейчас на всех уровнях власти ждут, когда же оборонная промышленность начнет выпускать 50 % гражданской продукции, причем, чуть ли не на днях. Но подход получается какой-то странный.
Представьте, кто-то придет на завод, выпускающий исключительно гражданскую продукцию, и скажет: так, за год вам надо освоить выпуск военной техники и довести ее долю до 50 %. Ему ответят: конечно, мы освоим новое производство, но только не завтра. И даже не через год. А от нас требуют именно это. Причем, даже не говорят какую именно. Никто этого не знает, но делать должен с 2017 года.
По словам Валерия Григорьевича, для решения этой задачи необходима помощь государства. Но под такой помощью подразумевается совсем не дополнительное финансирование или новые целевые бюджетные программы. Сегодня отрасли нужнее другое – перечень гражданской продукции, которая нужна государству. В качестве примера можно взять ту самую «ГПВ 2020». Там, кстати, нет ни слова о том, какие предприятия будут участвовать в ее выполнении, но зато четко и подробно описано, какое вооружение, с какими параметрами и в каком количестве необходимо нашим вооруженным силам. И благодаря этому предприятия ОПК смогли выстраивать свою стратегию на несколько лет. Почему бы не сделать аналогичный перечень нужд госкорпораций на период до 2025 года и допустить к его обеспечению наших «оборонщиков». Это и будет колоссальная государственная поддержка, которая не потребует дополнительных бюджетных трат.
– Сегодня на вооружение страна тратит в год триллион рублей, – напомнил Эдвабник. – Эту сумму справедливо считают большой. Но, для сравнения, только за девять месяцев этого года госкорпорациями и госмонополиями для своих нужд произведено закупок на 17 триллионов рублей. В прошлом году они потратили на эти нужды 23 триллиона рублей. И свыше 90 % этих закупок проходит непрозрачно, то есть, минуя публичные электронные торги. Мы все прекрасно понимаем, что в таких условиях говорить о конкуренции, оптимальном соотношении цена-качество сложно. И куда ФАС смотрит – непонятно. А ведь это огромный рынок, в разы больше гособоронзаказа. Так сделайте его прозрачным, опубликуйте примерные объемы того, что будет нужно в ближайшие десять лет, и допустите наши оборонные предприятия к участию в торгах на равных условиях с имеющимися поставщиками. Тогда для большинства предприятий (кроме совсем узкоспециализированных) задача выпуска 50 % гражданской продукции станет решаемой за разумные – два-три года – сроки.
Увы, но пока власть на такие призывы не реагирует, предлагая отрасли решать поставленные задачи исключительно за счет собственных возможностей. А вот на уровне города оборонным предприятиям подобную поддержку, наоборот, уже начали оказывать. По крайней мере, об этом шла речь на недавнем специальном совещании в мэрии Новосибирска. Рассказать об его итогах мы попросили начальника департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Александра Люлько:
– Да, действительно вопрос загрузки предприятий ОПК выпуском гражданской продукции сегодня стоит крайне остро. И городские власти стараются помочь им в его решении. Надо понимать, что город – тоже потенциально крупный заказчик, и на прошедшем совещании департаменты мэрии рассказали: что сейчас нужно городскому хозяйству. Какая продукция востребована в сфере ЖКХ, благоустройства, транспорта, для обеспечения безопасности горожан и предотвращения чрезвычайных ситуаций…
В ближайшее время этот перечень появится в свободном доступе в Интернете. И предприятия смогут изучать его, примерять эти потенциальные заказы к своим возможностям.
Ну и конечно, отрадным является тот факт, что многие новосибирские заводы уже нашли возможные варианты конверсионного производства и даже запускают его. Об этом, кстати, тоже говорилось на упомянутом совещании.
– Вы можете привести конкретные примеры?
– Да, конечно. Например, «НЭВЗ-керамикс», отработав технологию выпуска бронекерамики для оборонных нужд, теперь наладил выпуск из этого же материала медицинских имплантатов. Предприятие «15 ЦАРС», занимающееся ремонтом военной техники, сейчас осваивает ремонт и даже производство сельскохозяйственных машин. Завод «Катод» стал участником проекта по выпуску уникального медицинского оборудования – ПЭТ-томографов, которые заметно превосходят по своей чувствительности обычные томографы и позволяют, к примеру, диагностировать онкологию на самых ранних стадиях. Другое предприятие оптического кластера – «Швабе. Оборона и защита» – разработало сканер, определяющий качество дорожного покрытия. С помощью этого прибора можно не только проводить мониторинг ситуации, но и точно рассчитать затраты на ремонт дороги. Так что, думаю, этот прибор будет весьма востребован и в России, и за ее пределами. Очень интересную, так называемую, «неядерную программу» приняло руководство НЗХК. Она включает в себя производство литий-ионных аккумуляторов (которые очень нужны для технологий «зеленой энергетики»), выпуск катализаторов для химической промышленности и мини-НПЗ (нефтеперегонных заводов), а также выпуск расходных материалов для аддитивной печати (3D-принтеров). Наши авиаконструкторы из СибНИА подготовили два прототипа новых самолетов для малой авиации, и сейчас идут переговоры о запуске их серийного производства на территории Новосибирской области. Есть большая программа по выпуску гражданской продукции и на заводе Коминтерна. Так что наши предприятия, хоть и не отказались бы от дополнительной помощи со стороны государства, но и сами не сидят сложа руки. Что, впрочем, и неудивительно. Ведь речь идет о заводах, которые уже сумели пережить кризисные для отечественной промышленности годы. Ну а городская власть будет оказывать им посильную помощь. Мы помним, что Новосибирск вырос именно как промышленный центр, и сейчас оптимальным для нашей экономики остается развитие современного высокотехнологичного производства.
Георгий Батухтин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии