О пользе санкций

Еще в прошлом году многие ученые и эксперты выражали надежду, что ожесточенная санкционная война Запада против России станет стимулом для отечественного бизнеса больше внимания обращать на внутренний инновационный потенциал, а не вкладываться в покупку готовых решений за рубежом.

Какое-то время интерес со стороны бизнеса к отечественным исследователям и разработчикам действительно возрос, но оказалось, что потенциальные инноваторы и инвесторы друг друга не поняли. Первые ждали финансирования на уровне НИОКР, а вторые рассчитывали сразу приобрести права на использование готового продукта. Но этот готовый продукт в формате импортозамещающих продуктов и тем более опережающих технологий еще только надо было создать (для чего и ждали инвестиций), результат вложений ожидался через годы, причем, без гарантий, а производству все это требовалось здесь, сейчас и не хуже, чем ставшие недоступными западные аналоги.

Поэтому вместо отечественных разработок львиная доля финансирования была вложена в схемы «серого импорта». Есть ли выход из замкнутого круга? На самом деле есть, просто путь оказался дольше и сложнее, чем многие рассчитывали. О некоторых итогах движения по нему говорили на сессии "Вектор на технологический суверенитет как импульс развития межрегиональной кооперации бизнеса и науки" Х Международного технологического форума «Технопром».

Ее участники отметили, что многие индустриальные лидеры запускают различные форматы сетевого взаимодействия с научно- образовательными организациями. «Газпром», к примеру, запустил проект «Лига вузов», в которую уже вошли более 20 университетов страны, включая Новосибирский государственный университет. Объединенная судостроительная корпорация реализует собственную модель непрерывного образования инженерных кадров для своих предприятий. «Росатом» открыл ассоциацию «Консорциум опорных вузов Росатома».

Как и везде, выстраивание партнерских отношений не всегда происходит гладко и легко. О том, как выглядит этот процесс со стороны вузов в рамках сессии говорили представители ведущих университетов страны.

Начальник Управления научно-технологического партнерства Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Олег Ипатов осветил ряд проблем, с которыми они столкнулись на этом пути.

Он отметил, что к преимуществам вуза относится наличие самого мощного университетского суперкомпьютерного центра в стране, значительная испытательная база, давние и устойчивые связи с предприятиями российского ОПК и высокий кадровый потенциал. Но и обладание такими ресурсами не избавляет полностью от проблем. Причем, ряд из них является «обратной стороной медали» налаженных связей с «оборонкой», которая сегодня является наиболее динамично развивающимся сегментом российской промышленности.

«В первую очередь я бы отнес к ним – попадание вузов в уже сформированный Государственный оборонный заказ (ГОЗ) для предприятий, поскольку процедура привлечения нового соисполнителя сегодня занимает до двух-двух с половиной лет. Сюда я также отнес бы несовпадение нормативов оплаты труда по ГОЗ с вузовской практикой и сложную систему внедрения технологических решений», - отметил Олег Ипатов.

Есть и другие проблемы, с которыми сталкиваются университеты, проявляющиеся не только в совместных проектах с предприятиями ОПК, которые также перечислил докладчик. Это, прежде всего, отсутствие оборотных средств в необходимых масштабах у вуза в сочетании с ограниченными возможностями финансирования НИОКР у промышленных партнеров, что встречается довольно часто. А процесс создания новых технологий весьма затратный.

Существуют барьеры и в процессе подготовки кадров для современных высокотехнологичных производств, в их числе – неконкурентоспособные условия оплаты труда молодых специалистов, провоцирующие отток кадров для работы «не по профилю», но за большую зарплату. А также, низкая активность предприятий по организации систематического повышения квалификации собственных сотрудников. «Все признают, что это надо, но как правило, эта статья расходов всегда отходит на последнее место. Определенную роль играет и опасения со стороны руководства, что сотрудник использует возможности предприятия для того, чтобы вырасти в профессиональном плане, а потом просто поменяет место работы на более выгодное», - подытожил он.

Но несмотря на все проблемы, партнерство с промышленными предприятиями остается довольно привлекательным для университетов (к тому же, его наличие часто является необходимым условием для получения дополнительного бюджетного финансирования или других «плюшек» от государства). А санкции, пусть и не в той мере, как рассчитывали эксперты, но расширили «окно возможностей» для вузов в этом направлении.

Эту точку зрения выразил директор Центра сотрудничества с органами власти и промышленными партнерами Новосибирского государственного университета (НГУ) Александр Люлько.

«Если раньше мы обращались к промышленным предприятиям и предлагали внедрять некоторые технологи, то предприятия нам говорили, что им легче купить за рубежом ту или иную технологию, которая апробирована. Сейчас все поменялось с точностью до наоборот, то есть уже предприятия к нам обращаются, потому что за рубежом они купить не могут. И в этом смысле мы не имеем недостатка в заказах на научные разработки от индустриальных партнеров… Санкции очень серьезно подтолкнули наше взаимодействие с промышленными предприятиями», – отметил он.

Для сотрудничества с промышленностью НГУ создал ряд структур, включая Центр сотрудничества с органами власти и промышленными партнерами, Центр передачи технологий, Центр новых функциональных материалов, Институт интеллектуальной робототехники, Инженерную школу механико-математического факультета и Передовую инженерную школу. Среди промышленных партнеров НГУ такие организации, как Росатом, Роскосмос, Ростех и РЖД. Особый интерес внедрения разработок НГУ проявляется в авиационной и радиоэлектронной отраслях.

Еще более широким это сотрудничество станет, когда НГУ достроит свой кампус мирового уровня с исследовательским и суперкомпьютерным центрами, которые будет заниматься разработками с участием промышленных партнеров. «Это будет самый крупный суперкомпьютерный центр на востоке страны, за Уралом, где будут заниматься решением задач, в том числе по искусственному интеллекту, по вычислениям, по другим запросам наших промышленных партнеров», – поделился Люлько.

Сергей Исаев