О чем «рассказала» ручка котла

Некоторое время назад мы рассказывали о котлах эпохи раннего железа, которые высоко ценились и тогда, и сейчас (правда, уже не владельцами, а учеными). Но порой археологи находят старинные клады, содержащие не сами котлы, а ручки к ним. Подробнее о таких артефактах – в новом интервью с ведущим научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН, д.и.н. Андреем Бородовским.

– Андрей Павлович, начнем все-таки с котлов. Напомните, они были ценностью сами по себе или их просто использовали как вместилище для других, более ценных предметов?

– В большинстве случаев, да. Но есть примеры находок нескольких котлов разного размера, вложенных друг в друга. Их тоже можно интерпретировать как клады. Также обнаруживались комплексы, которые включали в себя миниатюрные бронзовые котлы или обломки котлов как часть клада. Котлы археологи находят не только в составе кладов, но и по отдельности. Кроме того, случаются находки не котлов, а их отдельных частей.

–  О каких частях идет речь?

– Конструктивно такие котлы состояли из трех частей – поддона, тулова и ручек. Каждая из них формировалась отдельно, а перед отливкой они компоновались в одно изделие. Разрушение металлических котлов при их использовании, не важно - бытовом и ритуальном - чаще всего происходило именно на эти части. В результате, обломки ручек котлов из цветного металла составляют особую категорию таких находок. Они встречаются в составе поселенческих, погребальных, ритуальных, производственных комплексов, а также среди случайных находок от Обь-Иртышского междуречья до среднего Енисея.

– Какую информацию о прошлом можно извлечь из отломанной ручки котла?

– На самом деле археологи хорошо умеют извлекать достаточно большие объемы информации даже из самых маленьких, и на взгляд неспециалиста, незначительных находок. Например, с помощью несколько найденных зернотерок и остатков зубных камней их владельцев, обнаруженных в ходе раскопок поселений древних алтайских скотоводов (V в. до н. э. – V в. н. э.), ученые сумели установить состав растительной пищи, входившей в их рацион. Котлы и их ручки тоже могут рассказать многое и не только о технологиях работы с металлом, существовавших в то время, но и про обычаи их владельцев. Так, анализ мест обнаружения котлов как случайных находок (не в захоронениях и не на территории поселений) показал их связь с водоемами. Это подтвердило выдвинутую ранее гипотезу о том, что древние кочевники перед переходом на свои летники совершали у воды особый ритуал «оставления инвентаря» (котлов), а вернувшись осенью, использовали их снова. А был и другой обычай, подтвержденный находками в захоронениях скифо-сарматского времени – ритуальное разрушение котлов, обломки которых затем помещались в захоронение.

Интересную информацию может дать даже размер ручек. Некоторые из находок слишком малы, чтобы принадлежать котлам, в которых готовили пищу, возможно, они являются частью маленьких котлов, предназначенных для напитков.

Еще один важный момент – в большинстве случаев, если мы говорим о котлах и их частях, найденных в Западной Сибири (Барабинская и Мариинско-Ачинская лесостепи, долина Среднего Енисея), мы имеем дело с импортными изделиями. В этом плане показательной находкой является обломок стенки котла с ручкой из так называемого Первого Джиримского клада (найден в районе Среднего Енисея). На нем отчетливо виден рельефный знак, который, судя по всему, является китайским иероглифом «чуань», им обычно обозначают реки или глагол «варить», что согласуется с назначением котла. Интересно то, что этот знак не является фамильным клеймом какого-то мастера, клеймо указывает только на место производства. Иначе говоря, этот котел относился не к эксклюзивным товарам, а к категории, которую сегодня называют «ширпотребом». Хотя, повторю, для его обладателей он, вероятно, был достаточно ценным имуществом.

Сергей Исаев

Работа выполнена в рамках проекта НИР ИАЭТ СО РАН № 0329-2019-0007