Новый транспорт для умных городов

Управление транспортными потоками – «больное место» для многих крупных городов (и Россия в этом отношении, увы, не исключение). Постоянные «пробки», рост загазованности атмосферы и расходов на содержание дорожной инфраструктуры – это далеко не полный перечень проблем, которые мы получили вместе с превращением автомобиля из роскоши в средство передвижения. За прошедшие десятилетия специалисты опробовали самые разные способы улучшения ситуации: развитие общественного транспорта, ИТ-системы регулирования траффика, ограниченный въезд в центральную часть города и т.п.

Пожалуй, главный вывод, в котором сходится мнение большинства экспертов – какого-то «суперсредства» для исправления ситуации нет, все меры надо применять в комплексе. Одна из них – появление принципиально новых видов городского транспорта. О некоторых из них говорили на мероприятиях форума «Городские технологии».

Если вширь городским дорогам расти уже особо некуда, вглубь (метрополитен) – дорого, то взгляд невольно обращается вверх. И тут современным конструкторам есть что предложить. Например, проекты аэроэстакадного транспорта (поезда с авиационными двигателями, двигающиеся по полотну-эстакаде, поднятой над поверхностью земли).

Талантливый французский инженер Жан Бертен, работавший в аэрокосмической области, решил перенести принцип аэроглиссера на железную дорогу Впрочем, относить их к "ноу-хау XXI века" было бы не верно. Во Франции такими «летающими» поездами стали заниматься еще в 1960-е годы. Талантливый французский инженер Жан Бертен, работавший в аэрокосмической области, решил перенести принцип аэроглиссера на железную дорогу. Идею поддержал президент Шарль де Голль, так родился знаменитый проект «Аэротрейн», для которого был создан испытательный участок монорельсовой трассы «Париж – Галлардон – Шартр». Первая машина приводилась в движение обычным авиационным двигателем мощностью 250 л.с. с пропеллером и развивала скорость 200 км в час. Следующие «Аэротрейны» был уже оборудован реактивным двигателем, позволявшим разгоняться до 420 км в час. Ввиду очевидных успехов была предложена прокладка целой сети линий: «Париж – Орлеан», «Париж – Лион», «Орли – Этуаль», «Брюссель – Женева». Курировал проект лично президент Жорж Помпиду. Но он скончался до финиша строительства, а его преемник – Жискар д’Эстен –отдал предпочтение проекту TGV: известным нам теперь скоростным поездам, которые двигались по обычным железнодорожным путям, без эстакад (аналог - российский «Сапсан»).

Есть проекты по созданию своих «аэротрейнов» в других странах, например, в США и Японии. Нашлись энтузиасты развития этой технологии и в нашей стране, в их числе – специалисты новосибирского ФГУП «СибНИИА им. С.А. Чаплыгина». Иначе говоря, профессионалы в области конструирования и испытания транспортных средств. А потому к их доводам, как минимум, стоит прислушаться. Тем более, что они, вместе с коллегами из СГУПС, используют наработки, применявшиеся в отечественной оборонке при проектировании военных экранопланов (т.е. опробованные на практике). В частности, разрабатывая транспортный модуль, за основу взяли судно на воздушной подушке.

Новосибирские конструкторы уже представляли эту идею на нескольких круглых столах, посвященных развитию транспорта. Чаще всего их предложения вызывали у слушателей недоверие в разной степени. Но, понимая, что это неизбежный удел любой технологической новации, сторонники аэроэстакадного транспорта продолжают свою работу. И на форуме «Городские технологии» был презентован уже аванпроект аэроэстакадного маршрута «Аэропорт «Толмачево» - вокзал «Новосибирск-Главный».

Для начала разберемся с термином. Аванпроектом называют вид исходной технической документации, содержащий обоснование разработки продукции и ее показателей, исходные требования и предложения по разработке, производству и эксплуатации продукции. Иначе говоря, это документ, который может предметно обсуждаться специалистами, поскольку содержит основные параметры проекта, как технические, так и экономические. Заказчиком в данном случае выступил профильный комитет Государственной Думы РФ, что также говорит о росте внимания со стороны государства к этому направлению.

К слову, об экономике. Авторы проекта утверждают, что при цене билета 200 рублей, проект окупается за четыре года. На первый взгляд – сумма немалая. Но есть, как говорится, нюансы. Во-первых, все познается в сравнении: поездка на автобусе № 111 стоит намного дешевле, но и длится в разы дольше, а вот на такси доехать от аэропорта до вокзала получится гораздо дороже. Или другой пример для сравнения: билеты на аэроэкспрессы от московских аэропортов стоят от 340 (Внуково) или 420 (Домодедово, Шереметьево) рублей. А во-вторых, даже при меньшей цене билета, проект новосибирцев все равно окупится, просто это займет больше времени.

Технические параметры проекта выглядят тоже довольно привлекательно. В частности, во время испытаний на стендах СибНИА, модель модуля показала аэродинамические показатели выше, чем у большинства пассажирских авиалайнеров. В проекте (как модуля, так и эстакады) применен ряд технологических новинок, запатентованных новосибирскими конструкторами.

Что же касается вложений в инфраструктуру, то строить надземные дороги оказывается дешевле, чем наземные. Отсюда, кстати, интерес, который к новосибирской технологии проявляют добывающие компании, работающие на севере нашей страны: доставлять таким образом добытое сырье (если речь идет о руде, а не углеводородах) по расчетам получается дешевле, чем тянуть до месторождений железные дороги (особенно в условиях вечной мерзлоты). Да и в городских масштабах маршрут «Толмачево – Новосибирск главный» может оказаться вполне реализуемым (особенно при условии финансирования не только за счет городского бюджета). Что переводит его из разряда «благих пожеланий» в «перспективные предложения».

«Почта России» намерена применять такой способ, прежде всего, для доставки корреспонденции по труднодоступным адресам Еще один новый для наших реалий вид городского транспорта – беспилотные дроны-коптеры. Пока они присутствуют в основном в формате небольших устройств, чаще всего используемых для фотосъемки. Но они способны на гораздо большее, уверены эксперты. Как минимум, потеснить по ряду направлений вертолеты (которые давно уже заняли свою нишу в транспортной системе больших городов). Хотя бы потому, что их эксплуатация обходится дешевле, а по техническим характеристикам машина с четырьмя винтами ничем не уступает вертолету.

Но в перспективах у коптеров не просто конкуренция с другими летательными аппаратами. Они могут стать важным элементом систем smart-city. Недавно турецкие инженеры представили модель беспилотного квадракоптера для перевозки пассажиров. Разработчики утверждают, что проект дешев в реализации, поскольку не требует прокладывания дорог и может разгрузить наземные шоссе. В то же время он безопасен, потому что дрон будет летать достаточно низко над грунтом. В некотором роде квадрокоптеры должны стать усовершенствованной альтернативой уже существующих составов на магнитной подушке.

Конечно, до перевозки людей беспилотниками нам предстоит пройти еще большой путь, решив массу технических задач, обеспечивающих безопасность их эксплуатации в любых (даже самых экстремальных) условиях.

Но это не единственная ниша для нового вида городского транспорта. Дроны уже сегодня вполне успешно используются для доставки грузов, например, почтовых отправлений. И в этом отношении, Сибирь вполне соответствует передовому мировому опыту. За два дня до форума в Улан-Уде прошла демонстрация первой в России доставки посылки беспилотным летательным аппаратом российского производства. Первый "блин" получился "комом", но от своей идеи почтовики отказываться не намерены.

«Почта России» намерена применять такой способ, прежде всего, для доставки корреспонденции по труднодоступным адресам. А вот ее конкуренты-коммерсанты внимательно изучают возможности по использованию дронов в черте крупных городов. А еще с помощью беспилотников можно доставлять продукты (сервис заказа готовой еды на дом бурно развивается) и много других не тяжелых и не опасных грузов.

Еще одна область, в которой дроны востребованы – системы мониторинга состояния городских объектов и коммуникаций. Более того, они уже используются в этой области, так что мы снова можем говорить о развитии, а не внедрении технологии.

Резюмируя выступления докладчиков, отметим, что с развитием технологий понятие «городской транспорт» испытывает серьезные изменения – как в отношении видов этого транспорта (и элементов его инфраструктуры), так и задач, которые он решает. Эти изменения снимут с повестки дня многие существующие проблемы, правда, неизбежно, добавят в их список новые. Так уж устроен технологический прогресс. Главное, что Новосибирск, судя по докладам, прозвучавшим на форуме, не выпадает из этого процесса.

Сергей Исаев