Новые возможности и новые стратегии

В конце прошлого года в Новосибирске прошел традиционный III Академический саммит «Ревматология: новые возможности – новые стратегии». Артрит, остеопороз, болезнь Бехтерева – эти и ряд схожих заболеваний из года в год уносят сотни тысяч жизней, миллионы приводят к инвалидизации. Конечно, и наука не стоит на месте, идет постоянная работа по выработке новых, более эффективных стратегий лечения. Этой теме была посвящена и большая часть докладов саммита. Подвести итог прозвучавшим выступлениям мы попросили одного из главных его организаторов, зам. руководителя по научной и клинической работе НИИ клинической и экспериментальной лимфологии – филиала ФИЦ ИЦиГ СО РАН, к.м.н. Максима Королева.

– По уже сложившейся традиции, мы начали с нескольких пленарных лекций ведущих академиков, которые занимаются проблемой ревматических и аутоиммунных заболеваний. В них прозвучали основные тренды развития науки в этой области. Академик Владимир Иосифович Коненков посвятил свой доклад полиморфизму генов цитокина интерликин-17 и связанные  с ним возможностями разработки персонифицированных диагностических программ и методов таргетной терапии. Эта тема сейчас крайне актуальна, потому что интерликин-17 считается самой перспективной «мишенью» для лечения спондилартритов, болезни Бехтерева и ряда других заболеваний. Уже есть первые коммерческие препараты, которые ингибируют интерликин-17. При их применении отмечаются быстрое снижение ревматологической прогрессии у пациентов, восстановление объема движений и др. Российские исследователи также работают в этом направлении. Академик Владимир Александрович Козлов говорил о проблемах «аутоиммунности» в аутоиммунной патологии. Его лекция раскрывала современное понимание процессов, приводящих к поломке толерантности у пациентов с аутоиммунными заболеваниями. Суть проблемы, если упростить, сводится к следующему: кто раскроет тайну нарушения иммунологической толерантности, тот получит ключ к пониманию в целом природы развития ревматических заболеваний. Доклад академика Николая Александровича Колчанова рассматривал как биоинформатика и системная биология – дисциплины, работающие с большими данными – могут быть задействованы в создании новых перспективных препаратов для лечения ревматических болезней. Благодаря программе ANDSystem, работам, выполненным в ИЦиГ СО РАН, мы уже получили первые данные относительно участия отдельных генов, генных сетей, ферментных систем и других биомаркеров в развитии ряда конкретных ревматических заболеваний. В итоге мы лучше понимаем, как эти элементы взаимодействуют, какие сопутствующие заболевания с ними связаны, как их можно использовать в терапевтических целях. Это важный задел для дальнейшей работы.

– Вы говорили о трендах, касающихся ревматологии в целом. А были на саммите интересные доклады, посвященные отдельным открытиям или лечебным инновациям?

– Начнем с того, что у нас была отдельная панельная дискуссия, которая так и называлась «Ревматология – территория с высокой концентрацией инноваций». За последние два года произошло несколько важных открытий, которые в ближайшем времени должны произвести в ревматологии определенную революцию. Первое – появление на рынке первого коммерческого препарата, который можно охарактеризовать как средство для редактирования генома пациента. Его работа основана на таком механизме, как РНК-интерференция. Такого рода препараты пока не используются напрямую в ревматологии, их применяют при лечении ряда тяжелых метаболических расстройств. Но в целом они открывают новый, очень перспективный подход. И очень скоро такого рода лекарства появятся и в ревматологической практике.

Второй важный вопрос, который мы подняли на этом мероприятии – что все-таки более оптимально: придерживаться стратегии таргетной терапии, направленной на какой-то один конкретный биологический субстрат (блокада про- воспалительных цитокинов и т.п.) или сосредоточиться на поиске методов воссоздания утраченной при развитии эти заболеваний иммунологической толерантности.

В последние годы идет активная работа над созданием толерагенных вакцин и других методик решения этой проблемы. Уже опубликованы первые результаты. От того, какая позиция в итоге возобладает, во-многом зависит направление развития ревматологии в ближайшие годы. Также много новой информации содержалось в ряде докладов, посвященных обзору того или иного конкретного заболевания. Например, профессор Никита Львович Тов сделал прекрасный обзор текущей ситуации и новаций в лечении подагры. Илья Олегович Смитиенко подготовил столь же содержательный доклад, посвященный современным методам лечения остеоартрита.

– НИИКЭЛ выступил не просто организатором саммита, Вы и Ваши коллеги тоже выступили на нем с докладами о своей работе. Расскажите про это подробнее.

С каждым годом саммит собирает все больше участников – Наш сотрудник Виталий Олегович Омельченко подготовил доклад, посвященный оценке риска сердечно-сосудистых осложнений у больных ревматоидным артритом. Сегодня известно, что у таких больных смерть от инфаркта и инсульта случается в два раза чаще, чем в среднем по популяции. Мы работаем над созданием надежных систем диагностики наличия такой угрозы для конкретного пациента. Один из путей – определение генетических маркеров, свидетельствующих о предрасположенности человека к такого рода заболеваниям. Мы уже выделили два потенциальных маркера, теперь им предстоит пройти повторную проверку на новой группе пациентов, чтобы подтвердить полученный результат.Заведующий консультативным отделением нашей клиники Юлия Борисовна Убшаева рассказала также о наших разработках последних двух лет, которые открывают возможности не только для лечения ревматоидного артрита, но и для его диагностики на ранних этапах. Это самая оптимальная стадия для купирования заболевания, но пациент часто еще и не подозревает о его наличии. Новые системы диагностики позволят решить эту проблему. Я выступил на саммите с докладом, посвященным проблеме поиска «идеального» генно-инженерного препарата, который бы удовлетворил все современные потребности ревматологов с минимальными побочными эффектами. У каждого препарата есть свои сильные и слабые стороны, и в докладе был дан их обзор с точки зрения поиска максимально универсального средства.

– Если в двух словах – а вообще возможно создать такой препарат?

– Если в двух словах, то такой препарат существует (улыбается).

– Саммит проводится в Новосибирске на протяжении ряда лет. Были в этот раз какие-то новшества?

– Их было несколько. Мы ввели новый для нас формат выступления, когда два спикера одновременно выступают на одну и ту же тему, дополняя друг друга и параллельно могут задавать друг другу вопросы, комментировать ситуацию с другой точки зрения. Такой режим диалога позволяет более объемно осветить тему, в данном случае, речь шла о применении в ревматологии иммуносупрессора Ритуксимаб.

Новой для программы саммита стала тема фармакоэкономики, поднимавшаяся сразу в нескольких докладах. Сегодня на рынке представлено много дорогостоящих лекарств и мы должны очень четко понимать, какие результаты и на каком этапе будут достигнуты при их применении и какова цена этих результатов. Грубо говоря, встает вопрос, что лучше, выписать лекарство за сто рублей, с курсом лечения длительностью в полгода или за триста рублей, но такой же результат будет достигнут через два месяца. Причем, универсального ответа на этот вопрос не существует, для каждого препарата идет своя оценка, и важно выработать объективные критерии для принятия правильного решения.

Также к числу важных и интересных новаций хочу отнести круглый стол, посвященный опыту взаимодействия с общественными организациями пациентов. Как показала практика, такие организации могут заметно улучшить коммуникацию врача и пациента, что является одним из главных условий успешного лечения. И радует, что в этом направлении есть успешный российский опыт, который надо перенимать и тиражировать.

Сергей Исаев