Новые дома для беляевских лисиц

Звероферма ФИЦ ИЦиГ СО РАН построена по стандартным нормативам, которые были разработаны для разведения пушных животных на мех.

«Так как мы все-таки разводим лис для изучения, нам нужно, чтобы у них было хорошее психоэмоциональное и физическое состояние. Для этого необходимо обеспечить лисе возможность бегать, прыгать, копать, играть, реализовывать свой потенциал, — рассказывает младший научный сотрудник лаборатории эволюционной генетики ФИЦ ИЦиГ СО РАН Дарья Владимировна Шепелева. — Сложность заключается в том, что держать лис просто в вольере, учитывая масштабы нашей фермы и количество животных, тяжело. Звероферма нацелена на эффективное и недорогое содержание. Идея же новых клеток в том, чтобы совместить клеточное содержание с вольерным для комфорта животных».

В прошлом году были изготовлены две новых клетки, и в них успели пожить лисы. Планировалось к сезону размножения поставить девять клеток (по три для ручных, агрессивных и неселекционированных), но вмешалась пандемия. «Сейчас сооружаются еще семь клеток. Они все немного отличаются. При изготовлении учитываются пожелания работников, которые ухаживают и следят за лисицами, и наши, потому что нам надо проводить с лисами определенные манипуляции. Допустим, желательно, чтобы в процессе поимки их как можно меньше трогали руками. Если мы сравниваем агрессивную и ручную особь и нам нужно взять кровь, то для первой поимка будет бо́льшим стрессом. В новой клетке это учтено: чтобы удобно было ловить лису, в кормушку кладется корм, животное заходит из вольера в маленький отсек, а затем выход фиксируется», — поясняет Дарья Шепелева.

По словам исследовательницы, лисы, которые содержались и вырастали в таких апартаментах, выглядели существенно здоровее в физическом плане. В вольере есть полочки, по которым лисы могут лазить, домик, чтобы прятаться, и песочница с опилками или песком, чтобы копать. «Сейчас мы поставим несколько пробных вольеров и посмотрим, как животные будут в них существовать, проверим снеговую нагрузку на вольер. Изучив, как они эксплуатируются, мы планируем оборудовать новыми жилищами всю ферму. Места хватит. Сейчас тесный домик каждой лисицы занимает ровно три метра (он включает клетку, где сидит лиса, клетку, куда отсаживают лисят и гнездовой домик). Фактически на новую клетку уходят те же три погонных метра, только площадь расширяется в объеме: добавляется этот вольер три на два метра. Лиса с потомством не сидит в крошечной клеточке, а двигается», — говорит Дарья Владимировна. 

Таких клеток нужно изготовить порядка двух тысяч — столько же, сколько на ферме живет лисиц. «При масштабировании материалы выходят на очень большую сумму. Эксперимент требует абсолютно одинаковых условий содержания всех типов животных. Тот же контакт с человеком, то же кормление — никто специально не гладит одних и не злит других», — отмечает исследовательница.

К сожалению, согласно законодательству, те тесные клетки, в которых содержатся лисы сейчас, соответствуют всем требованиям. «Мы обратились в Министерство природопользования РФ и получили официальный ответ. Лисицы, которые разводятся в звероводческих хозяйствах, и наши лисицы относятся к ним в том числе, не имеют статуса диких животных. Они считаются сельскохозяйственными», — отмечает старший научный сотрудник лаборатории эволюционной генетики ФИЦ ИЦиГ СО РАН кандидат биологических наук Анастасия Владимировна Харламова.

В проект реконструкции входят не только вольеры, но и изменение всей инфраструктуры. При его разработке ученые консультировались со специалистами Московского зоопарка, посещали современные зверохозяйства. Планируется отремонтировать крыши шедов (длинных рядов, в которых располагаются клетки), обеспечить кормокухни современным оборудованием, установить систему автоматического поения, чтобы у животных всегда в свободном доступе была вода. На всё это потребуется несколько сотен миллионов рублей. В прошлом году проект модернизации фермы был передан в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, поручение о выделении средств подписано президентом РФ, но средства пока что не были выделены.
 
 Фото Юлии Поздняковой