Новосибирск должен стать экспортером технологий по распределенной энергетике

Интервью с заведующим кафедрой автоматизированных электроэнергетических систем Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), профессором Александром Фишовым

– Александр Георгиевич, у нас в Новосибирске в последнее время некоторые застройщики рискнули создать собственные, автономные объекты генерации тепловой и электрической энергии для своих новых микрорайонов. То есть они отказались от услуг энергетических монополистов. Как Вы оцениваете данный прецедент с профессиональной точки зрения?

– Должен сказать, у нас в городе многие коммерческие структуры уже занимаются этим бизнесом  или планируют его начать. Конкретный пример – концерн «Сибирь». Он, фактически, все свои новые объекты обеспечивает собственной энергией, а также обеспечивает энергоснабжение многих потребителей в прилегающих районах. И это оказывается очень выгодным делом – и потребителям, и самой компании.

– Если я не ошибаюсь, у них там были какие-то проблемы.

– Эти проблемы связаны с тем, что малая энергетика у нас пока еще работает, как правило, в изолированном варианте, то есть,  автономно. А когда автономный источник энергии не связан с другими источниками, с надежностью получается не очень хорошо. Если же эти локальные системы энергоснабжения   объединяются   – как это уже делалось  при формировании нашей национальной энергетической системы  «Единая энергосистема  России» - то данная проблема сразу же решается. Иначе говоря, объединив несколько автономных систем энергоснабжения,  мы тем самым реально обеспечиваем надежность их работы. Эта как раз одна из тех задач, которую необходимо решать, развивая распределенную энергетику и устраняя, таким образом, недостатки, свойственные первым этапам роста.

– На каком уровне сейчас находится развитие этого направления у нас, в Новосибирске - в сравнении с другими городами страны?

– На мой взгляд, сравнивать по этому признаку города не продуктивно, поскольку с энергетикой дела обстоят везде по-разному. В каких-то городах есть избытки энергетических мощностей, и ,в этом плане, у них всё хорошо. Если взять, например, Красноярск, то тамошняя ГЭС обеспечивает энергией половину Сибири. Поэтому Красноярску, возможно, и не нужно развивать малую энергетику.

В Новосибирске же ситуация совершенно другая.  У нас своих энергоресурсов практически нет. Новосибирская ГЭС – это относительно маленькая станция, дающая всего 10% того, что нам нужно. А всё остальное мы получаем на привозном топливе, в том числе, на кузбасском угле.

Кроме того, даже с учетом этого привоза у нас всё равно есть дефицит по электроэнергии. И этот дефицит прогрессирует. Городу, в общем-то, нужна еще одна ТЭЦ. Если, конечно, идти здесь традиционным путем. А сейчас такую ТЭЦ построить очень трудно, поскольку никто в подобные дорогостоящие объекты со сроками окупаемости  порядка  25 лет вкладываться не хочет. Инвесторам ждать столько времени неинтересно. В таких условиях как раз лучше всего развивать малую энергетику, так как в малой энергетике строки окупаемости гораздо  меньше – от трех до пяти лет. Поэтому именно здесь  есть интерес со стороны инвесторов.

– Можно ли в этом деле рассчитывать на поддержку властей?

– Рассчитывать можно при условии высококачественной экспертизы по всем проектам развития системы энергоснабжения города.   Если у нас будет организован компетентный научно-технический совет по развитию распределенной энергетики в составе общей системы энергоснабжения города, то для властей он окажется хорошим подспорьем при принятии решений.

– Я так понимаю, что если эту тему не поднимать, то власть может пойти привычным путем? Например, принять решение о строительстве новой ТЭЦ.

– Строительство новой ТЭЦ обсуждается уже двадцать лет, а реального инвестора - по указанной выше причине - до сих пор так и не нашли. Надо понимать, что у нас наступила совершенно другая пора. Централизованная система энергоснабжения имела свои плюсы, пока всё принадлежало государству, которое брало на себя все риски и расходы. Того государства уже нет. И нам ждать от государства каких-то огромных инвестиций в наши крупные энергетические объекты не приходится. Инвесторы сейчас в основном – частные. Для них срок окупаемости в 25 лет совсем не подходит.

Есть и другая причина: сегодня не выгодно строительство крупных ТЭЦ, поскольку решающим фактором становится энергоэффективность.

Потери, которые мы имеем в централизованных сетях, сейчас никого не устраивают. Так, нормативные потери в электросетях составляют 10 – 12 процентов. Есть еще и коммерческие потери, которые могут дойти до 20 процентов. В теплосетях потери составляют не менее 20 процентов. Что касается распределенной энергетики, то  в том-то и состоит ее прелесть, что генерация нагодится рядом с потребителем, и ,потому, потери составляют всего 1 – 2 процента. Разница, как видите,  – на порядок.

Есть и еще одно важное обстоятельство – к нам, наконец-то, пришел газ. Как правило, говоря о малой, распределенной энергетике, мы рассматриваем вариант когенерации – совместного производства тепла и электроэнергии. Чисто технически проложить газовую трубу до электростанции значительно проще, чем тянуть трубы централизованного отопления и электрических сетей, строить преобразовательные подстанции. На таких станциях, кроме того, есть еще и резервные агрегаты, работающие на дизельном топливе. Поэтому развитие распределенной энергетики – это путь радикального повышения энергоэффективности, и   надежности. Чем больше у нас будет таких генерирующих источников, тем выше будет живучесть системы в целом.

– Мне часто приходилось выслушивать скептические высказывания по адресу распределенной энергетики. Чем, по-Вашему, вызван этот скепсис?

– Любое новое дело пробивает себе дорогу через сопротивление. Хотя в данном случае ничего особо оригинального не предлагается – этим путем идет весь мир. Сейчас, кстати, любое серьезное предприятие рассматривает возможность создания собственного автономного источника электрической и тепловой энергии. В условиях газификации это вполне разумно. Остается только объединять такие объекты в  системы, чтобы повысить их надежность. 

В принципе, малые источники можно включать и в существующую централизованную систему, но здесь есть технологические и экономические трудности, поскольку для такого включения необходимы большие реконструкционные работы. Эти работы очень дорогостоящие. Речь идет о суммах, соизмеримых со стоимостью самих станций. Кроме того, большая энергосистема, в общем-то, не очень заинтересована в малых объектах генерации. Поэтому такое присоединение вызывает большие трудности. А объединение между собой малых объектов является более рациональным вариантом, для чего используются обычные кабельные линии. Затраты тут относительно небольшие. Так что технически это всё вполне можно осуществить. 

– Насколько будет задействован для этих целей наш научный потенциал?

– Я полагаю, что многие технические решения будут созданы как раз на основе тех предложений, которые  есть и  будут у наших ученых. Это принципиально важный момент. Идеально было бы так организовать все процессы, чтобы Новосибирск стал экспортером технологий по распределенной энергетике. В этом  отношении у нас накопилось уже достаточно много интересных технических решений. Ученые, в принципе, во многих вещах свое дело сделали – они нашли эти решения. И теперь нужно сделать серьезный шаг от теоретических решений до самой технологии. Необходимо оборудование, а значит, нужно создавать опытные образцы. Конечно, можно найти и турбины, и генераторы. Только надо понимать, что это всё будет нормально работать лишь в том случае, если будет создана соответствующая система управления. Нужна автоматика. Её пока еще практически нет. Я имею в виду саму систему, которую нужно будет создать. Вот это как раз та задача, которую необходимо сейчас грамотно решить. Если мы этого добьемся, то тогда у нас четко выстроится вся концепция распределенной энергосистемы – не в виде изолированных небольших станций, а именно в виде сети. Здесь выстраивается своего рода сотовая структура сети, где в узлах находятся генераторы и нагрузки.  

– С чего планируется начать развитие данного направления в нашем городе?

– Сейчас нами рассматривается пилотный проект в отношении одной из зон Академгородка. Там есть энергоблоки, каждый из которых в отдельности работает не очень хорошо, но если их объединить в одну сеть, то надежность  будет на уровне «ЕЭС России». Я полагаю, что это просто идеальный полигон для создания упомянутой системы. Этот проект как раз открывает путь развития распределенной энергетики в нашем городе, и ему нужно оказывать всяческое содействие.

 

Беседовал Олег Носков