"Новая нефть" Новосибирска

Термин «креативные индустрии» звучит все чаще и чаще. Но что за ним стоит, насколько серьезным является вклад этого сектора в науку и экономику, надо ли Новосибирску стремиться стать креативной столицей если не страны, то Сибири – эти вопросы обсуждались на очередном заседании Клуба межнаучных контактов в Академгородке.

Предложила эту, несколько необычную для Клуба тему ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова Наталья Багрова.

Вообще, по словам ректора НГУДИ, появление этой темы в повестке Клуба межнаучных контактов – своего рода просьба о помощи. «Помощь нужна в определении стратегических ориентиров развития в нашем регионе большого конгломерата, возможно, новых локомотивов для ряда смежных отраслей, которые сегодня небрежно накрыты метафорой «креативные индустрии»».

Очень сложно выдать краткое и, одновременно, емкое определение того, что это такое на самом деле. Это мозаика самых разных нематериальных производств. Одни – IT-технологии, smart city, промышленный дизайн, медиа, издательское дело, музеи – прямо связаны с сферой исследований, другие так или иначе питаются ее плодами.

 «Коммерциализация креатива очень похожа на коммерциализацию науки, поскольку в центре находится добавочная стоимость, получаемая за счет применения интеллектуальной собственности», – отметила Наталья Багрова.  Различие же заключатся в том, что наука сосредоточена на получении новых знаний, а креативные индустрии – на погоне за «новой нефтью». 

Ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова Наталья Багрова Как известно, «люди – новая нефть» – это метафора, введённая в публичный оборот Сергеем Ивановым в 2009 году для обозначения того, что в экономике знаний человек является ключевым ресурсом, и нужно инвестировать средства в человеческий капитал. И креативные производства, которые основаны на талантах и компетенциях людей, их творчестве, полностью вписываются в эту концепцию. Один «креативщик» трудоустраивает еще восьмерых смежников из других, поддерживающих сфер – маркетинга, дистрибуции, полиграфии и так далее, отметила ректор НГУДИ и поделилась тревогой: «Способная молодежь и раньше перетекала из Сибири в столичные города, а в свете последних событий дизайнеры полетели из России быстрее айтишников». Но принятие грамотной стратегии позволит Новосибирску, напротив, стать центром притяжения «человеческого капитала», как минимум, в масштабах Сибири, который станет ключевым ресурсом для развития экономики нашего региона.

В настоящее время креативная отрасль набирает обороты, играет всё более и более заметную роль в экономике России, ее регионов и городских агломераций. Этой теме был посвящен доклад старшего научного сотрудника Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, к.э.н. Ольги Валиевой. Она показала роль креативных индустрий в общем процессе инновационного развития, уровень которого определяет международный индекс, а на его исчисление прямо влияет субиндекс creative outputs. Последний, в свою очередь, зависит от доли нематериальных активов, креативных продуктов и услуг, а также IT-сектора в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) той или иной страны.

«У креативных индустрий есть нормальные единицы измерения и методики расчетов. Если же говорить об интегрирующем индексе инновационности, то тут Россия далеко не в числе первых», – подчеркнула Ольга Валиева.

Правда, и не среди последних, в мировом списке наша страна на 45 месте, в европейском – на 29 из 56 (включая непризнанные государства). В списке десяти лидеров инновационности среди «стран с доходами выше средних» Россия стоит на шестой позиции: после, в частности, Китая, Турции и Таиланда и перед Мексикой и Сербией. Есть ряд положительных трендов. Например, последние пять лет у нас в стране нарастал поток заявок на товарные знаки, чему не препятствовала и пандемия: прошлый год дал 13%-ю прибавку к позапрошлому.

Помимо общих трендов и принципов развития креативных индустрий, участники заседания обсудили и ряд конкретных кейсов. Продюсер мультипликационного проекта «Маша и Медведь» (выпускник мехмата НГУ) Дмитрий Ловейко рассказал о феномене якутского кино, когда частная инициатива создания фильмов с этническим колоритом благодаря поддержке регионального правительства переросла в тренд, заметный на общероссийском уровне и отмеченный наградами зарубежных кинофестивалей.

Председатель комитета по развитию социальной инфраструктуры и человеческого капитала Федеральной территории «Сириус» Андрей Литвинов привел пример, какой эффект дает нестандартный подход в решении стандартной задачи: в одном небольшом городе он уговорил заказчика на проект абсолютно прозрачной газовой котельной. Коммунальный объект стал арт-объектом, новым символом города, точкой притяжения туристов и экскурсантов. Одно из преимуществ такого подхода в том, что он по силам бюджету большинства райцентров, а эффект может проявляться не только в туризме, но и изменении отношения их населения к «малой родине».

Широкий набор креативных практик представила директор Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН, д.и.н. Ирина Лизунова. В ее докладе прозвучали десятки примеров: от международного фестиваля «Книжная Сибирь», всероссийских Фестиваля науки и «Библионочи» до летних чтений «У фонтана», концертов новосибирских композиторов «Неоклассика» и акции «#Аутизмнеприговор».

В ходе заседания прозвучало немало инициатив, которые, хоть и не будут оформлены в виде какой-то резолюции (этого не предполагает сам неформальный статус Клуба), но дают однозначный ответ – Новосибирск обладает достаточным потенциалом чтобы претендовать на роль креативной столицы восточной части страны. И если этот потенциал будет реализован, он даст существенный импульс развитию региона, кардинально изменит качество жизни горожан.

Сергей Исаев