Неземные задачи для Сибирской науки

В начале ноября в рамках Клуба межнаучных контактов Дома ученых СО РАН прошло очередное (четырнадцатое по счету) заседание, посвященное, на этот раз, космической тематике. У неискушенных читателей данная тема вряд ли ассоциируется с Сибирью и сибирской наукой, и потому возникает вопрос: какое отношение космические технологии имеют к нашим краям? Ведь многие из нас до сих пор пребывают в уверенности, будто могущество России произрастает за счет сибирских недр. При чем же тут космос?

На самом же деле космическая тематика довольно активно развивается в сибирских научных организациях, включая и Новосибирский государственный университет (о чем мы уже писали). Эти моменты раскрыл в своем вступительном слове Председатель СО РАН академик Валентин Пармон. Он отметил, что технологический суверенитет страны невозможен без самостоятельного создания спутниковых систем, играющих важную роль в вопросах безопасности. По его словам, спутниковые системы связи – это одна из тех технологий, которую здесь, в СО РАН, хорошо понимают. Она сохранилась в нашей стране, но теперь требует дальнейшего развития. То есть сейчас у нас есть достаточно серьезные зарубежные конкуренты, и необходимо как можно скорее наверстать упущенное за последние тридцать лет. Например, американский миллиардер Илон Маск лично владеет спутниковой группировкой числом более двух тысяч штук. В России же собственная спутниковая группировка насчитывает не более двухсот спутников. В этом смысле расширение спутниковой группировки –  одна из важнейших стратегических задач, в решении которой принимает участие и сибирская наука. И здесь, безусловно, важную роль должна сыграть кооперация ученых, их творческое взаимодействие, без чего научно-технический прогресс просто невозможен.

Отметим, что Клуб межнаучных контактов создан как раз для неформального общения ученых и технических специалистов по актуальным темам. Здесь принципиально иная, весьма свободная атмосфера, нежели на официальных научных собраниях и совещаниях. Как подчеркнул Валентин Пармон, неформальные встречи ученых были очень характерны для Академгородка в 1960-70-х годах. По его словам, насущные вопросы, от которых зависит качество нашей жизни, очень важно обсуждать именно в таком неформальном общении. В этом смысле Клуб межнаучных контактов продолжает давнюю традицию Сибирского отделения.

Вообще, неформальное общение есть необходимый элемент научной жизни. Такая же атмосфера существовала и в первых сообществах ученых-естествоиспытателей на самой заре становления современной науки. Этот момент важно учитывать, поскольку любая прорывная тема «обкатывается» как раз в ходе свободного общения. Фактически, это диалог энтузиастов. Как раз в такой атмосфере когда-то обсуждалась и проблема развития космонавтики. В какой-то мере здесь тоже есть своя сложившаяся традиция неформального общения.

Не будем забывать, что космическую тему с самого начала – еще с дореволюционных времен – продвигали именно энтузиасты. Еще не было никаких государственных программ по космической тематике, когда в России собирались полные залы молодых людей, чтобы послушать Якова Перельмана или Константина Циолковского о межзвездных полетах. Космическая тема пользовалась тогда небывалой популярностью в нашей стране. И в энтузиастах не было недостатка. Как раз в числе таких молодых энтузиастов находились тогда Сергей Королев и Юрий Кондратюк.

Имя Сергея Королева хорошо известно. Юрия Кондратюка знают меньше, хотя его вклад в развитие космонавтики имеет мировое признание. В начале 1930-х годов Юрий Кондратюк работал в Новосибирске в специализированном бюро, где ему удалось сделать два изобретения, касающиеся горного дела, и получить соответствующие патенты и авторские свидетельства. Помимо этого, он занимался проектированием ветряных электростанций (то есть занимался разработками популярных ныне «зеленых» технологий). Однако больше всего он известен как автор работ, имеющих прямое отношение к космическим технологиям, о чем напомнили участники заседания. Космические технологии – это не только «железо», но и строгие математические расчеты. Этими расчетами начали заниматься еще до появления ракет. И Юрий Кондратюк, чьи работы внимательно изучали даже в NASA (они были переведены на английский язык) занимает здесь почетное место.

В этом плане пребывание Юрия Кондратюка в Новосибирске можно рассматривать как некий важный «исторический момент» в плане формирования некой преемственности по космической тематике применительно к сибирской науке. В каком-то смысле наши специалисты уже сделали важный шаг в развитии этой темы. Как заметил Валентин Пармон, два путника, разработанных в НГУ, имеют коммерческую направленность. В этом нельзя не увидеть прогресса, учитывая то обстоятельство, что упомянутая спутниковая группировка Илона Маска с самого начала создавалась в коммерческих целях. Понятно, что такие технологии имеют двойное назначение (что опять же подтвердил тот же Илон Маск, позволяя использовать свои спутники в военных целях в ходе СВО). Однако коммерческая составляющая важна в том смысле, что она позволяет резко нарастить количество спутников.

Если брать конкретно Сибирь, то, по словам Валентина Пармона, здесь спутники могут делать не только специалисты НГУ, но и специалисты других сибирских университетов и научных организаций. Иными словами, «космический потенциал» в Сибири достаточно высок для того, чтобы потягаться даже с американцами. Как это будет происходить конкретно? Именно для поиска ответа на этот вопрос и было организовано указанное заседание Клуба межнаучных контактов, в котором приняли участие не только ученые СО РАН, но также их коллеги из Звездного городка (Московская область).

Так, одним из участников заседания был академик РАН Николай Тестоедов, непосредственно занимавшийся разработкой Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). И в этой связи особенно показательно то, что эта система создавалась при активном участии научных сотрудников СО РАН. Как сказал по этому поводу Валентин Пармон: «Спутники ГЛОНАСС делаются в городе Железногорске, который находится рядом с Красноярском. И тот, кто побывал на этом предприятии, тот бы просто ахнул, увидев, на каком высоком уровне у нас в Сибири могут работать».

Ну и напоследок. Как показало это заседание, интерес к космической теме объединяет не только представителей точных наук – физиков, математиков, программистов и биологов (об участии биологов в разработке космических технологий мы еще расскажем отдельно). Но также представителей гуманитарных дисциплин – философов и историков. И даже, судя по всему, теологов! Последнее следует из того, что среди присутствующих на заседании был замечен священник РПЦ. Поистине, космос становится почвой для настоящего и весьма широкого национального консенсуса.

Константин Шабанов