Наша гордость и наша грусть

С детских лет мы привыкли считать, что наша военная техника – одна из лучших в мире, а может быть, в отдельных видах, – самая лучшая. Интересно, что даже в «лихие» 1990-е, когда страну захлестнул импортный ширпотреб и автомобили, когда гражданская промышленность испытывала глубочайший кризис, единственным предметом гордости за страну оставались наши боевые самолеты и танки, демонстрируемые на разных шоу. Собственно, такое положение вещей сохраняется и в наши дни.

В начале сентября в г. Кубинка Московской области состоялся военно-технический Форум «Армия-2016», где были продемонстрированы различные образцы новейшей российской военной техники (вплоть до демонстрации танковых стрельб). Один из участников этой выставки – генеральный директор ПАО «Сиблитмаш» Анатолий Масалов – поделился своими впечатлениями во время недавнего «круглого стола» в пресс-центре ТАСС (Новосибирск), посвященного итогам работы новосибирских предприятий.

«То, что я увидел там – в павильонах и на площадке – меня просто поразило. Я «задыхался» от гордости за наш ВПК, за наших коллег, работающих в оборонной промышленности, за ту технику, которую они создают. Выставлено было, мне кажется, всё.

В том числе и С-400 с радиолокационной установкой. Также были и С-300, «Грады», пушки, танки, вертолеты и прочее. Причем, были даже вертолеты, которых я нигде не видел, не читал о них в книжках, никогда о них не слышал. Это были совершенно новые образцы: треугольные, плоские. С виду совершенно не понятно – самолет это или вертолет? Но стоял он на стенде вертолетчиков».

Кроме того, как отметил Анатолий Масалов, на Форуме присутствовало более 80 зарубежных делегаций, в том числе и представителей НАТО. «Приятно было видеть, – сказал он, – как одни делегаты ходят по выставке и не скрывают своего восторга. Это, прежде всего, – индусы, китайцы, арабы. Другие, наоборот, ходили грустные. Это как раз представители НАТО. Поэтому мы должны гордиться тем, что на сегодняшний день производит наш военно-промышленный комплекс».

В общем, повод для гордости у нас есть. Однако в связи с этим не стоит впадать в эйфорию, поскольку за красивым фасадом скрывается один очень серьезный проблемный момент, напрямую затрагивающий будущее российского ВПК. Анатолий Масалов не стал скрывать эту проблему и обозначил ее прямо: «Хочу сказать, что, с одной стороны, нас радуют оборонные предприятия, но, с другой стороны, немножко берет грусть. Потому что наши оборонные предприятия на 90 процентов оснащены импортным оборудованием!».

Нельзя сказать, что эту проблему в руководстве страны обходят вниманием. На сегодняшний день подписано много постановлений и правительственных программ, направленных на развитие отечественного станкостроения. Так, постановлением Правительства РФ определены правила выделения субсидий из федерального бюджета, в одном из поручений Президента определены приоритетные направления по развитию станкостроительной промышленности, разработана стратегия развития отечественного станкостроения до 2020 года.

Анатолий Масалов считает, что сегодня отечественное станкостроение уже достаточно серьезно продвинулось вперед. Во всяком случае, это наглядно показывают проводимые в этом году выставки. Причем сегодня все параметры, все характеристики выпускаемых в нашей стране станков можно отслеживать прямо в Сети. Поэтому, считает Анатолий Масалов, одна из задач станкостроителей и представителей ВПК связана с объединением усилий в указанном направлении. Иначе говоря, им необходимо вступать в более тесное взаимодействие. В принципе, любой руководитель оборонного предприятия в состоянии изучить российский рынок оборудования, найдя там что-то подходящее для себя. В противном случае – чисто по инерции – оборудование будет, как и раньше, завозиться из-за рубежа.

Правда, несмотря на повышенное внимание со стороны государства к решению таких проблем, на  практике наши промышленники постоянно сталкиваются с различными «подводными камнями», не позволяющими им в полной мере воспользоваться официально провозглашенными государственными преференциями. Так, долгожданный закон о промышленной политике, вступивший в силу в самом конце 2014 года, определяет, вроде бы, прекрасные условия для развития предприятий. В частности, предприятия могут брать кредиты на семь лет под пять (!) процентов годовых – под залог приобретаемого ими оборудования. Причем станкостроение в этом законе выделено отдельной строчкой. Однако в реальности всё получается не столь гладко.

«К сожалению, – констатирует Анатолий Масалов, – получить сегодня такой льготный кредит на семь лет очень сложно». Еще один момент связан с субсидированием процентной ставки. На эти цели в федеральном бюджете также заложены определенные средства – на период 2015-2017 годы. Разумеется, руководители предприятий были обрадованы этим фактом и стали брать кредиты, искренне надеясь на государственную поддержку. Однако, как выяснилось позже, в соответствии с некоторыми пунктами договора с Минпромторгом об этих субсидиях можно забыть.

Таким образом, предприятия, в порыве энтузиазма успев набрать дорогих коммерческих кредитов, оказались в достаточно сложном положении. Некоторым из них пришлось даже приостановить реализацию намеченных планов.

И, наконец, необходимо отметить еще один грустный момент. Так, в соответствии с недавно принятым постановлением, российским предприятиям запрещено закупать импортное оборудование, если в стране производятся его аналоги. Причем, согласно поручению Президента, силовые ведомства обязаны тщательно отслеживать подобные сделки. Однако на деле, отмечает Анатолий Масалов, подобные согласования проходят очень и очень сложно. Например, для ввоза импортного оборудования некоторые предприятия создают несколько фирм-посредников, и благодаря такой замысловатой схеме умело обходят выстроенные преграды. В итоге китайская или тайваньская машина продается внутри страны уже как «отечественная».

Тем не менее, судя по выступлению Анатолия Масалова, наши промышленники надеются на то, что государство рано или поздно наведет в этой сфере порядок и реализует-таки свои обещания. Как бы то ни было, совершенно очевидно, что развитие отечественного ВПК напрямую связано с развитием собственного станкостроения. И в этой связи стоит напомнить, что еще в середине 1980-х наша страна по производству заводского оборудования находилась на третьем месте. Причем, почти половина произведенных станков шла на экспорт (включая и страны Европы). Кстати, ПАО «Сиблитмаш» недавно продал в Германию три литейных комплекса. Полагаю, что данная сделка красноречива сама по себе.

Олег Носков