Новосибирск готовится к прорыву в будущее

Как мы знаем, экономики развитых стран опираются в настоящее время на так называемый пятый технологический уклад, активно прокладывая «мостик» к шестому укладу. Что касается нашей страны, то ее экономика, как считают ученые РАН, находится большей частью в четвертом технологическом укладе – с некоторыми элементами пятого.

Учитывая внешние вызовы, России придется в ускоренном порядке решать задачу завершающего перехода к пятому укладу – с одновременным занятием некоторых ниш в шестом. Последнее особенно важно: не сумев занять какую-либо перспективную нишу, не освоив определенный сегмент в области инновационных  технологий, мы рискуем навсегда остаться в прошлом веке и   непрерывно «догонять» Запад (и не только Запад, но даже соседний Китай).

Думаю, нет необходимости говорить о том, что инновационное развитие невозможно без опоры на науку. Однако при этом не нужно сбрасывать со счетов и другую «опору» – промышленную базу. С чистого листа, с нуля ворваться в новый технологический уклад невозможно в принципе. Промышленная база в нашей стране еще сохранилась, и когда сегодня мы говорим об экономической модернизации, необходимо понимать, что речь идет, в первую очередь, о восстановлении на новой технологической основе тех производств, утрата которых чревата необратимым отставанием от развитых стран. Решение указанной задачи можно обеспечить только за счет новой индустриализации.

Термин «новая индустриализация» уже вошел в оборот западных ученых-экономистов. Применительно к нашей стране  это есть путь быстрого экономического развития, диверсификации, путь создания в России высокоразвитой, современной экономики, основанной на свободной рыночной конкуренции, с мощным, развитым частным сектором.

Основная проблема в настоящий момент заключается в том, что сегодня нашей экономике придется осуществлять технологическую реиндустриализацию в условиях недостаточного восстановления утраченного с советских времен промышленного потенциала. Прежде всего, речь идет об отечественном машиностроении, более чем вполовину разрушенном в ходе системного кризиса 1990-х годов. Именно здесь произошел самый глубокий спад. Сегодня объемы производства машиностроительной продукции составляют чуть более половины от уровня 1991 года. А по некоторым видам продукции этот спад вообще беспрецедентен. И наверстать показатели будет не так-то легко. Так, объемы производства машин и оборудования к 2012 году едва превысили половину от объема 1991 года, не достигнув даже уровня 2008 года, а станкостроение, сократившись к 1998 году на порядок в сравнении с 1991 годом, так и не оправилось от понесенных потерь.

Печальным следствием отставания машиностроительных отраслей стал «сырьевой сдвиг» в структуре российской промышленности.

Принципиально важным является еще и то, что машиностроение служит локомотивом развития многих смежных секторов хозяйства, включая и электронную промышленность, обеспечивающую функционирование так называемой информационной экономики. А без этого переход в новый технологический уклад нам не светит вообще.

Понятно, что общая для страны ситуация отразилась и на экономике Новосибирска. Положение новосибирской промышленности за период 1990-х годов также характеризовалось обвальным спадом производства, значительным сокращением численности занятых и оттоком квалифицированных кадров на вторичный трудовой рынок, ухудшением финансового состояния предприятий. За восемь лет – с 1991-го по 1998-й – промышленное производство в Новосибирске упало в три раза, а в оборонной промышленности – более чем в семь раз! Из-за высокого удельного веса оборонной промышленности спад производства в Новосибирске оказался более глубоким, чем в целом по стране – примерно в полтора раза. Особенно пострадали высокотехнологичные отрасли машиностроения. Позитивные перемены наметились только с 1999 года.

Необходимо отметить, что доминирующее место в промышленности Новосибирска занимают не сырьевые отрасли, а обрабатывающие и наукоемкие. Сегодня структуру новосибирской промышленности формируют более 250 крупных и средних предприятий, подавляющее большинство которых (почти 90%) занимаются обрабатывающим производством. Кроме того, Новосибирск по сию пору остается крупнейшим оборонно-промышленным центром России.

При этом следует отметить, что уровень научного, промышленного и кадрового потенциала нашего города позволяет решать любые сложные задачи, в том числе (особо это отметим) и по реализации политики реиндустриализации. Для Новосибирска – при его насыщенности научными организациями и машиностроительными производствами – такое направление представляется особенно перспективным.

Именно в этом уверено нынешнее руководство города. В результате были определены так называемые «точки роста» для городской экономики, позволяющие создать в Новосибирске промышленность, соответствующую новому технологическому укладу. Сюда входят: наука и образование, оборонно-промышленный комплекс, машиностроение и инструментальное производство, микроэлектроника, оптика и научное приборостроение, медицинская техника, мобильная энергетика и аддитивные технологии.

В качестве основного драйвера (причем, на уровне всей страны и региона) наиболее реальным считается оборонно-промышленный комплекс. И в этой связи немаловажным является то, что на модернизацию предприятий ВПК до 2020 года правительство РФ планирует выделить около трех триллионов рублей, а на гособоронзаказ – около двадцати триллионов!

Большие надежды возлагаются и на такие принципиально новые направления, как мобильная энергетика и аддитивные технологии. Аддитивным технологиям эксперты международного уровня вообще прочат большое будущее.  Что касается мобильной энергетики, то ее развитие напрямую соприкасается с прорывными технологиями и наукоемкими производствами, способными в корне изменить всю энергетическую политику, и даже привести к смене общей концепции энергоснабжения города.

Как мы уже сообщали ранее,  в мэрии Новосибирска в настоящее время рассматривается пилотный проект, связанный с распределенной энергетикой. Планируется объединить в общую сеть небольшие источники электроэнергии, куда могут войти, с одной стороны, объекты, обладающие собственными автономными системами генерации, с другой стороны – муниципальные тепловые станции, переведенные в ходе плановой реконструкции в режим когенерации (то есть одновременной выработки тепла и электричества).

Показательно, что пилотный проект должен реализоваться на территории Советского района, непосредственно примыкающей к Новосибирскому научному центру, который уже официально определен как «территория опережающего развития». В случае успешной реализации проекта, мы можем  тиражировать его на всей территории города и показывать пример другим городам и регионам страны. Таким инновационным путем мы не только покроем дефицит электроэнергии в нашем городе, но и заложим основание для энергетики нового поколения, развитие которой потребует производства самой разнообразной высокотехнологичной продукции – новых накопителей электричества, суперконденсаторов, инверторов, цифровых систем контроля и управления, небольших газогенераторов и целых мобильных комплексов. И всё это может с успехом производиться у нас, в Новосибирске!

 

В статье использованы материалы, предоставленные департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска.

Олег Носков