«Мы должны передать эстафету в надежные руки»

Интервью с действующим депутатом, директором Института химии твердого тела и механохимии СО РАН, академиком Николаем Ляховым.

— Николай Захарович, завершается срок Вашего пребывания на посту депутата Совета депутатов Новосибирска. Фактически Вы представляли там интересы Академгородка, интересы институтов СО РАН. Насколько актуально для наших ученых, на Ваш взгляд, и впредь иметь там своих представителей?

— Проработав на посту депутата пять с половиной лет, я еще больше убедился в том, что Академгородку нужно иметь в городском представительном органе своего человека, который реально понимает, что здесь у нас происходит. Не в смысле каких-то интриг и политических разборок, а в смысле того, чем живет Академгородок, чем зарабатывает себе на жизнь. Так же важно, чтобы он понимал состояние дел наших институтов: есть ли там прогресс или, наоборот, есть риск потерять всё, что было накоплено в течение предыдущих лет. Именно это, как мне кажется, накладывает отпечаток на предстоящую смену представительства в городском Совете. Когда там есть депутат, выдвинутый и поддержанный академическими институтами, то это воспринимается депутатским корпусом соответствующим образом. Лично я, будучи еще новичком, не встретил со стороны моих новых коллег никакой неприязни. У меня были ровные отношения со всеми. Я довольно легко находил общий язык с представителями разных фракций, а также с независимыми депутатами.

— А насколько вообще велика роль городского Совета депутатов в отстаивании интереса территории?

— Образно говоря, городской Совет – это передняя линия в борьбе за интересы избирателей.

Скажем, депутаты Заксобрания для простых жителей подобны инопланетянам – иногда они к ним «залетают», иногда нет. А вот депутат городского Совета находится в непрерывном общении со своими избирателями. У нас, например, до семидесяти процентов обращений в депутатскую приемную были связаны с проблемами ЖКХ. И, по сути, депутат выступает в роли того, кто к нему обращается, решая его вопросы. Причем в непрерывном режиме.

— Почему Вы не стали принимать участия в нынешней кампании?

— Знаете, избиратели даже не представляют себе, какая ответственная и тяжелая работа ложится на депутата. Иногда мне хочется сказать тем, кто сегодня участвует в выборах: «Господа, хорошо ли вы себе представляете, чего хотите и куда идёте?» Зарплаты там нет, каких-то серьезных материальных средств также не предполагается. Я с уважением отношусь к моим коллегам, которые избираются по два – три срока подряд, но если депутат имеет серьезную профессию и не имеет на округе и в городском Совете каких-то амбициозных интересов, то ему и одного срока достаточно. Такая работа требует много сил и энергии, и это по плечу людям молодым и целеустремленным.

Я очень надеялся на то, что к началу выборной кампании здесь, в Академгородке, на смену мне придут сразу несколько кандидатов, которые вполне могли бы пойти по разным округам. Лично я рассчитывал на хорошую когорту молодых энергичных ученых, избранных недавно в РАН, способных представлять Академгородок в городском Совете.

Этот вопрос обсуждался в руководстве СО РАН?

— Да, рассматривалось сразу несколько кандидатов. Мы проводили встречи, консультации. Но затем большинство потенциальных кандидатов оказались в центре кадровых перестановок в высшем звене руководства в своих институтах и по этой причине решили отказаться от участия в выборах, ссылаясь на новые обстоятельства и большую занятость. Вполне допускаю, что они преувеличивали нагрузки, связанные с депутатской работой, где много рутины. Кого-то это, действительно, пугает. Всегда приходится соизмерять свои силы и возможности. У меня, например, опыт административной работы с тридцати трех лет. Поэтому я как-то научился оценивать трудности с этой стороны, в том числе для своего здоровья. Но для кого-то новая должность директора академического института сама по себе воспринимается как требующая полной самоотдачи, не совместимой с депутатскими обязанностями. Хотя, может быть, они и правы. Условия сегодня более сложные, чем были пять лет назад. Я, как директор института со стажем, ощущаю в последнее время очень большую нагрузку. Сейчас мы переживаем переходный период, когда выстраиваются отношения между ФАНО и РАН. Надеюсь, что сложности здесь носят временный характер, но потрудиться придется.

У нас реально есть только один кандидат, представляющий институты Сибирского отделения. И это Сергей Лаврюшев, идущий по округу № 35   — Как в таком случае Вы оцениваете текущую избирательную кампанию в Совет депутатов Новосибирска?

— Как Вы поняли, когорта, о которой я сказал выше, не сложилась. У нас реально есть только один кандидат, представляющий институты Сибирского отделения. И это Сергей Лаврюшев, идущий по округу № 35. Лично я оцениваю его кандидатуру очень высоко.

Напомню, что когда два года назад мы здесь, в Академгородке, выступали с публичными акциями против перекосов в реформе РАН, то Сергей Лаврюшев принимал очень активное участие в организационной работе, можно сказать, был одним из идеологов протестного движения. Поэтому в нынешней избирательной кампании он совсем не случайный человек. Сегодня это единственный кандидат, способный отстаивать интересы научных организаций, причем хорошо понимающий проблемы всего Академгородка. Мне очень приятно с ним общаться, поскольку мы говорим на одном языке, хорошо понимая друг друга. В том числе – в отношении реформы СО РАН, в отношении развития территорий, в отношении будущности Академгородка.

– Получается, что Сергей Лаврюшев в единственном лице будет представлять научное сообщество, рискнув взвалить на себя дополнительное бремя ответственности. Легко ли человеку, занятому на административной работе, вот так с ходу окунуться в политику?

– Я думаю, Сергей Лаврюшев способен быстро набрать политический багаж. В случае его избрания мы увидим достойного преемника. Не исключаю, что он окажется даже лучше, если учесть его энергию и организаторские способности. Особо отмечу, что Сергей Вячеславович относится к возрастной группе 35–55 лет: с одной стороны, это ещё молодость, с другой – уже зрелость. В институтах СО РАН это самый «дефицитный» возраст, поскольку в 1990-х годах и позже люди именно этой страты покидали науку, а то и вовсе уезжали из страны. А Лаврюшев всегда жил и работал здесь, в Академгородке.

Лаврюшева поддерживает не только Сибирское отделение, но и мэрия в лице самого Анатолия Локтя Важно, что его поддерживает не только Сибирское отделение, но и мэрия в лице самого Анатолия Локтя. Это принципиальный момент – не представителя от партии коммунистов, а человека, представляющего институты СО РАН. Независимо от его партийной принадлежности! То есть для городского руководства в нынешних условиях очень важны конструктивные, взаимовыгодные отношения с научным сообществом. Именно поэтому партийность кандидата СО РАН отодвигается на второй план.

У нас в Академгородке такое хозяйство, которое требует постоянного контроля и средств на своё поддержание. И далеко не всё в нем благополучно. И бюджет увеличиваться не будет: ни бюджет СО РАН, ни бюджет ФАНО. И через пару лет Академгородок вообще станет пёстрым по составу хозяйствующих субъектов. В этом случае депутат, представляющий его интересы, должен быть Авторитетом с большой буквы. Я считаю, что Сергей Лаврюшев соответствует этой роли.

– Имеет ли здесь значение то обстоятельство, что Сергей Лаврюшев не обладает научными степенями и званиями?

– Понимаете, Сергей Лаврюшев находится на своем месте – он выполняет очень важную функцию в системе управления института, будучи заместителем директора по общим вопросам, экономике и информационным технологиям. Отсутствие степени в этом случае – явление нормальное и даже типичное. Такое мы можем встретить и в других институтах Академгородка. Мало того, погруженность в научную работу может даже стать помехой для выполнения хозяйственно-административных функций. Они требуют других компетенций. И я, честно скажу, хотел бы у себя видеть такого же зама, как Сергей Лаврюшев, поскольку он блестяще справляется со своими обязанностями.

Нам, представителям научного сообщества, крайне важно, чтобы в городском Совете был именно такой человек. И он сегодня, повторяю, единственный кандидат от науки! Ничего подобного нельзя сказать о других претендентах, не имеющих отношения к науке, иногда даже к Академгородку. Мне лично непонятно, что от них можно ожидать. Кто-то из них стремится отстаивать собственные интересы, за кем-то, возможно, стоят определенные бизнес-структуры. Но в любом случае никто из них не представляет интересы научного сообщества так, как это делает кандидат от научного сообщества Академгородка. В этом смысле у Сергея Лаврюшева на выборах нет «дублера» ни на одном из округов, а у нас, избирателей Академгородка, нет альтернативы: мы должны передать эту эстафету в надежные руки.

 

Беседовал Олег Носков