Монеты Петровской эпохи

Под нумизматикой обычно понимают коллекционирование монет. Но это еще и вспомогательная историческая дисциплина, поскольку изучение монет приносит характерные факты о времени чеканки монет, социальных процессах и экономических связях, которые способствуют более глубокому пониманию той или иной эпохи.

На территории Новосибирской области собраны достаточно представительные коллекции монет XVIII столетия, которые стали объектом исследования ученых. Некоторые итоги этой работы – в очередном интервью с ведущим научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН, д.и.н. Андреем Бородовским.

– Существует миф о том, что Новосибирская область была относительно недавно заселена русским населением и тут мало интересных исторических памятников. Так вот, исследования в области нумизматики показывают иную картину. Да, если брать XVII век, то существует определенная проблема, нет убедительных доказательств постоянного присутствия русского населения на территории области в этот период. Но зато найдено большое количество монет, датированных следующим, XVIII веком.

Этот результат позволяет рассматривать юг Западной Сибири в районе Новосибирска как одну из эталонных территорий, где российское денежное обращение представлено в полном объеме, причем, с самого начала века, с эпохи Петра I, то есть задолго до основания известного Сузунского монетного завода. Так что история у русского Приобья не такая уж короткая, она началась вместе с XVIII веком и тому есть много наглядных доказательств, например, монет.

– Благодаря чему произошло такое быстрое освоение этой территории?

– Такая ситуация во многом была предопределена целым рядом исторических и географических факторов. Один из них – массовое поступление российской монеты на юг Западной Сибири в ходе ее интеграции в Российское государство в первой трети XVIII в. Вторым не менее значимым фактором была местная ресурсная и промышленная среда, которая уже во второй половине XVIII столетия позволила создать на юге современной Новосибирской области Сузунский монетный двор, единственный за Уралом. Третьим фактором являлась относительная высокая плотность населенных пунктов различного ранга (острогов, сел, деревень, городов), связанных несколькими региональными и общероссийской транспортными магистралями (Сибирский, Московский тракт). Все это создало благоприятные условия для накопления в культурном слое представительной нумизматической выборки XVIII в.

– Где хранятся эти коллекции?

– Хорошие нумизматические коллекции хранятся в музейных коллекциях областных, городских, районных и сельских музеев. Например, богатая экспозиция представлена в музее Сузунского монетного двора. Интересные коллекции сформировались в составе находок археологических исследований острогов (Умревинский, Чаусский), форпостов (Усть-Тартасский), местных дорог и отдельных участков Московского тракта, а также кладов. В последнее время одним из наиболее интенсивно формирующихся нумизматических источников являются частные коллекции. Материалы этих собраний мало известны специалистам, но они крайне важны для общей оценки «емкости» нумизматических материалов на территории как всей Новосибирской области, так и для отдельных населенных пунктов. Количество учтенных монет XVIII в. в таких коллекциях может 1000 экземпляров и больше.

На Умревинском остроге была собрана достаточно представительная нумизматическая коллекция XVIII в., насчитывающая более 200 экземпляров – Можете привести примеры наиболее интересных находок монет?

– На Умревинском остроге была собрана достаточно представительная нумизматическая коллекция XVIII в., насчитывающая более 200 экземпляров. Среди монет следует отметить копейку-«чешуйку» Петра I 1705 г. («АШЕ») и пять копеек Екатерины I 1726 г. (ММД) крайне редких для территории севера Верхнего Приобья. На монетах – «капельных» (проволочных) копейках Умревинского клада, обнаруженного в окрестностях острога было отчеканено два варианта легенд. Одна из них трех строчная легенда: «ЦАРЬ ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ». Другая легенда шестистрочная «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ПЕТРЪ АЛЕКСЕЕВИЧ ВСЕЯ РОССIИ САМОДЕРЖЕЦЪ». На двух серебряных проволочных копейках Умревинского клада под копытами лошади всадника буквенной славянской нумерацией выбиты хорошо читаемые даты 1704 г. и 1713 г.

Кстати, данный клад в полной мере может быть использован для характеристики денежного обращения на территории Новосибирской области в самом начале XVIII в., включая период денежной реформы Петра I. Результаты этих преобразований в денежной сфере России стали проявляться в нумизматике первой четверти XVIII в. на территории Новосибирского Приобья. Одним из свидетельств этого являются сборы коллекционеров, серебренных полтинника 1709 г., полуполтинника 1703 г. и 2 алтынника 1718 г. у сел Каменки и Абрашино Ордынского района Новосибирской области. Такие находки позволяют считать территорию Новосибирской области достаточно насыщенной нумизматикой петровского времени.

– А что-то еще, кроме того, что активная русская колонизация этих земель началась еще при Петре I, удалось узнать именно благодаря изучению старинных монет?

– Эти исследования позволяют лучше понимать, какую роль играли те или иные локации в экономике Сибири. Например, итоги двадцатилетних археологических исследований на территории Умревинского острога и его окрестностей оказались очень результативными именно с нумизматической точки зрения. На сегодня в документированной коллекции острога более 200 монет, что очень необычно для пограничного населенного пункта. При пересчете количества монет на единицу площади в раскопе базарной площади в Тобольске и в раскопе административного сооружения на Умревинском остроге получаются примерно равные результаты. А ведь Тобольск в то время был столицей Сибирской губернии. Так что мы можем сделать вывод о высокой интенсивности оборота денежных средств в административном сооружении Умревинского острога в указанный период. Любопытен факт наличия в нумизматической коллекции Умревинского острога монеты сибирской чеканки с высоким содержанием железа (денга 1769 г.), что вызывает ее притяжение к магниту. Это позволяет предполагать использование различных сырьевых ресурсов для производства «сибирской» монеты, включая сырье с Урала. Этот факт лишний раз подтверждает глобальный статус Сузунского монетного двора, который работал не только на отходах серебряных промыслов Демидовых на Алтае, а в последствии чеканил монету общероссийского образца.

Кроме того, хорошо представленная непрерывная последовательность правителей от Петра I до Павла I в нумизматических материалах XVIII в. на территории Новосибирской области, а также наличие монетных кладов и монетного двора, открывает широкие возможности для изучения региональных особенностей функционирования российской денежной системы, начиная с петровского времени.

Сергей Исаев

Исследования выполнены в рамках проекта НИР ИАЭТ СО РАН (№ 0264-2021-0008 «Изучение, сохранение и музеефикация археологического и этнокультурного наследия Сибири»)