Мир после пандемии

Может показаться, что борьба с коронавирусом отодвинула на задний план тему борьбы с глобальным потеплением. Действительно, как-то совсем притихли Грета Тунберг и ее «Пятницы во имя будущего», и нас уже никто не пугает перегревом планеты. У кого-то, наверное, возникло впечатление, будто из-за пандемии экологическое движение кануло в лету в силу своей неактуальности. Мало того, кто-то уже хоронит ЕС как организацию, доказавшую-де свою бесполезность в критических для мира ситуациях. Мол, возвращается эпоха национальных государств, а значит, все эти глобальные темы утратят свою остроту.

Однако я бы не спешил с выводами. ЕС никуда не исчез, как и экологические проблемы, ради решения которых европейцы приняли беспрецедентные меры по переустройству своих стратегических отраслей. Да, пандемия вызвала неожиданную паузу. Но только паузу.  «Зеленый курс» и планы по декарбонизации экономики остаются в силе и даже не пересматриваются в сторону «смягчения».

В начале апреле этого года министры тринадцати стран-участниц ЕС опубликовали открытое письмо, в котором подтвердили необходимость реализации «Зеленого Соглашения» (озвученного еще в декабре прошлого года) после окончания пандемии COVID-19.  Проблема с коронавирусом, по мнению европейских чиновников, не должна исключать из нашего внимания климатические и экологические проблемы в процессе разработки экономических программ. В тексте письма признается, что пандемия привела к беспрецедентному кризису и краху экономики: закрываются границы, люди теряют работу, компании борются за выживание. Последствия этого падения пока еще не осмыслены до конца, и в настоящее время основное внимание руководителей государств направлено на борьбу с пандемией и с ее последствиями.

Тем не менее, это не снимает с нас обязательств по перестройки экономик и внедрению необходимых планов по созданию условий для устойчивого развития и процветания граждан европейских стран. При этом, напоминают авторы письма, ни в коем случае нельзя игнорировать климатические изменения и экологические проблемы. Каким бы ни был кризис, реализация уже начатых мер по достижению климатической нейтральности должна быть в центре внимания текущей повестки. Разразившаяся пандемия лишь убеждает нас в том, насколько необходимы своевременные действия в указанном направлении. Вынужденное бездействие потребует от нас еще активнее решать проблему происходящих изменений и утраты биоразнообразия. Это значит, что европейским странам не только не нужно отказываться от провозглашенных ранее целей, но, наоборот, принять все меры к тому, чтобы не допустить регресса.

Как раз в условиях разгула инфекции проверяется способность ЕС проявлять солидарность в решении глобальных проблем, включая изменение климата и потерю биоразнообразия. В этой связи авторы письма приветствуют мартовское предложение со стороны глав европейских государств и правительств начать работу над всеобъемлющим планом по восстановлению ЕС, куда войдут решения по «зеленому переходу» (green transition) и цифровизации экономики. Авторы письма призвали Европейскую Комиссию сделать упомянутое «Зеленое Соглашение» основой для осуществления этой работы (чтобы не терять изначального импульса).

«Зеленый курс», отмечается в тексте, представляет собой новую стратегию развития Евросоюза, которая способна простимулировать экономику, обеспечить создание рабочих мест и обеспечить «зеленый переход» максимально эффективным способом. Например, политика декарбонизации, направленная на достижение нейтральности по выбросам углерода к 2050 году, создает благоприятную инвестиционную среду для европейского бизнеса. Это станет предпосылкой создания новых рабочих мест и обеспечит переход к «безуглеродному» будущему. Поэтому, уверены авторы письма, нам необходимо и дальше наращивать инвестиции в сфере возобновляемой энергетики и реконструкции зданий, поддерживать исследования в данном направлении, способствовать внедрению инновационных технологий, восстанавливать биоразнообразие и формировать экономику замкнутого цикла.

В этом плане упомянутое «Зеленое Соглашение» выступает в роли дорожной карты для принятия правильных решений в условиях разразившегося кризиса. Оно будет содействовать превращению Европы в территорию устойчивого развития с климатически нейтральной экономикой. По мнению авторов письма, кризис не должен давать соблазна для принятия краткосрочных решений, из-за которых Европа рискует на целые десятилетия остаться в эпохе ископаемого топлива. Таким образом, сейчас необходимо сконцентрировать свои усилия на том, чтобы строго придерживаться графика, определенного Парижским соглашением, и настаивать на достижении запланированных целей, несмотря на возникшую паузу в связи с пандемией.

В тексте выражается солидарность с Европейской Комиссией, которая намерена уже в сентябре представить планы по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году на 50-55% в сравнении с уровнем 1990 года. В письме также оговариваются основные инструменты регулирования, призванные поддерживать утвержденные экологические стандарты, включая и ограничения по выбросам.  Авторы письма призывают послать миру и гражданам Европы сильный политический сигнал о том, что, несмотря на кризис, Европейский Союз будет неукоснительно добиваться климатической нейтральности, выполняя основные требования Парижского Соглашения по климату.

Отметим, что Европейская Комиссия еще в марте этого года представила проект Европейского закона о климате, целью которого является достижение климатической нейтральности к 2050 году. Его основные положения как раз и были изложены в «Зеленом Соглашении». Суть данного документа сводится к тому, что к 2050 году Европа должна стать первым климатически нейтральным континентом. В документе указываются основные пути достижения этой цели. По словам председателя Комиссии ЕС Урсулы, фон дер Лейен, «Зеленое Соглашение» является новой стратегией развития, которое исключает истощение природных ресурсов. Здесь показано, как нам придется изменить образ жизни и работы, производства и потребления, чтобы жизнь людей была более здоровой, а бизнес делал ставку на инновации. Европейская экономика должны первой перейти на эти новые рельсы, чтобы стать лидером для всего остального мира.

Как видим, ужасы пандемии и жесткий карантинный режим ничуть не лишили уверенности европейских политиков в правильности выбранного ими пути. Полагаю, нашим консерваторам рано хоронить ЕС и предрекать возвращение «старых добрых» традиций. Скорее всего, нынешние трагические события еще сильнее укрепят экологических активистов в своей правоте, о чем недвусмысленно свидетельствует рассмотренное нами письмо. Полагаю, что в этих условиях попытки некоторых российских политиков показать той же Европе некую «альтернативную» линию развития лишь отражают абсолютное непонимание ими тех реальных тенденций, которые сейчас разворачиваются в развитых странах. 

Николай Нестеров