В том, что российским академикам в среднем за семьдесят, виновато в том числе и государство, затрудняющее закрепление молодых ученых в российской науке.
Результаты выборов новых академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук (РАН) показали успех совместной борьбы академиков и научного сообщества за оздоровление отечественной науки: они не позволили бюрократам и авторам сомнительных научных работ получить высокий статус за прежние заслуги. Но вот претензии главы государства к пожилому возрасту большинства академиков вряд ли правомерны.
В среду общее собрание РАН утверждало кандидатуры академиков и членкоров почти из 250 претендентов, представленных отделениями и региональными филиалами. Результаты голосования не известны, но уже можно говорить о победе совместных усилий академической комиссии по борьбе с лженаукой и сообщества «Диссернет» против потенциальных кандидатов, уличенных в плагиате и покровительстве ему, а также авторов трудов с сомнительной научной ценностью. Подавляющее большинство претендентов на звание академика и членкора, отмеченных в докладах комиссии РАН и «Диссернета», исключены из списка кандидатов, отметил зампредседателя комиссии Аскольд Иванчик. Им не помогли ни прежние высокие титулы, ни нынешние должности: среди забаллотированных на предварительном этапе – бывший главный военный прокурор и экс-сенатор Александр Савенков, экс-депутат и кандидат в президенты Сергей Бабурин, ряд ректоров вузов. Солидарная работа академиков и научной общественности отражает единое понимание проблемы плагиата и недобросовестности и вреда, который они наносят престижу отечественной науки.
Борьбу ученых за репутацию поддержал и Владимир Путин, отметивший на встрече с президентом РАН Александром Сергеевым во вторник, что среди рекомендованных кандидатов нет случайных людей. Теперь ему будет труднее объяснить, почему институт репутации хуже работает при отборе кандидатов на высокие госдолжности.
На той же встрече Путин посетовал, что среди академиков много возрастных ученых. Действительно, средний возраст действующих академиков, по словам Сергеева, 75 лет, членкоров – 68, кандидатов – 67 и 59 лет соответственно. Однако здесь президенту РАН вряд ли стоит оправдываться: в фундаментальной науке приходится последовательно проходить много ступеней, а достижения требуют кропотливой работы, к тому же солидный возраст академиков и членкоров характерен и для других национальных академий. Да и за медленные темпы омоложения Путину (ему самому 67 лет) стоило бы упрекать созданное им государство, а не президента РАН. Атмосфера секретности, уголовные преследования ученых, требования отчитываться о контактах с зарубежными коллегами и мелочная опека исследований затрудняют закрепление молодых талантов в российской науке и стимулируют их отъезд за рубеж.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии