«Математика частично напоминает язык»


«Математика частично напоминает язык»
05 сентября 2014

Мы продолжаем публикацию интервью с руководителем группы когнитивной нейролингвистики (НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН) Александром Савостьяновым. В первой части речь шла о том как человеческий мозг воспринимает информацию, в частности – языки. .

А сегодня поговорим о другом направлении научной деятельности – изучении восприятия математики:

– Математика частично напоминает язык: семантика, синтаксис, графологическое восприятие. Но одновременно существует сильное отличие в восприятии математики в зависимости от того, на каком языке человек говорит. Мы исследовали данный процесс у двух групп людей: студентов из Томска и с Тайваня. Выяснилось, что одни и те же математические формулы китайскоговорящие испытуемые воспринимают по-другому, чем русскоговорящие.

Речь идет не о генетических отличиях, а о том, что для них базовым типом письменного языка является иероглифика и восприятие формулы идет так, как и восприятие иероглифа. Изучение умножения в Китае идет через большое количество рисунков, графов, в то время как мы учим его через таблицу Пифагора.

Большое внимание привлекает интеграционный проект, в котором задействованы 5 институтов Академгородка: Институт цитологии и генетики СО РАН, Институт физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН, Международный Томографический центр СО РАН, Институт математики СО РАН, Институт археологии и этнографии СО РАН – а также Тувинский государственный университет.  В рамках исследования специалисты изучают механизмы регуляции социального поведения у жителей Республики Тува. В ходе работы было установлено, что есть определенные языковые паттерны, которые у русских не вызывают никаких эмоций, а у тувинцев, напротив, провоцируют сильные негативные отклики.

– Мы смотрим этнические особенности реагирования на лексику, содержащую эмоциональную экспрессию, связанную с тревогой и в общем с какими-то негативными переживаниями. Обследуются две группы людей: здоровые студенты новосибирских вузов (европеоиды) и тувинцы на территории Тувы. В первой части исследования участники сдавали пробу крови, где мы смотрели гены, определяющие белок, который переносит серотонин по нервной клетке. Данный транспортер существует в двух модификациях, длинной и короткой, при этом вторая чаще встречается у монголоидов, а первая – у европеоидов. Носители короткой модификации более склонны к депрессивным, тревожным расстройствам, у них возникают определенные формы асоциального поведения, немотированная агрессия. У новосибирских участников 15% носителей такого генотипа, а в Туве - 43%. Вторая часть работы – психологическое тестирование. Испытуемые отвечали на вопросы тестов и принимали участие в компьютерных играх, которые были направлены на выявление уровня тревоги. Один человек проходит сразу несколько исследований, связанных с восприятием лицевых эмоций, окраски речи, моторным контролем, способностью быстро реагировать на события. Сейчас мы снимаем фМРТ для того чтобы определить, в каком месте мозга происходят все эти процессы.

Главная наша задача – понять, с чем связана регуляция социального поведения у представителей разных этнических групп. Первые результаты показали различие между системами мозга у носителей разных генотипов, в частности это касалось быстрой или медленной оценки внешних событий. Быстрая оценка возникает в ситуации, когда нужно принять решение за интервал меньше одной секунды. Механизм медленной оценки проявляется при отсутствии дефицита времени, т.е. при необходимости очень хорошо обдумать варианты поведения. Есть несколько мозговых систем, одни из которых отвечают за быстрое реагирование, а другие – за медленное, когнитивное. Нами было показано, что носители генов длинного транспортера серотонина намного лучше справляются с долговременными решениями, но при этом у них подавляется способность быстро реагировать на событие в условиях нехватки времени. У носителей короткого транспортера все ровно наоборот: определенные проблемы, связанные регуляцией поведения, возникают при долговременном планировании.

Данный генотип часто встречается у людей, живущих в условиях степи или тайги, поскольку там нужно действовать очень быстро. Понятно, почему в городских условиях такое поведение не всегда расценивается адекватно. Если человек принимает решения, не задумываясь о последствиях, то он достаточно опасен.

Выбор региона, как рассказал Александр Николаевич, обусловлен тем, что Республика Тува сильно отличается по образу жизни и по социальному поведению от больших городов, т.е происходит определенное сопоставление большого города со своеобразным образом жизни, присущим кочевьям. Также специалисты отмечают тяжкую криминальную обстановку в республике: большое количество немотивированных преступлений, связанных с насилием, рост суицида, особенно среди представителей молодежи. Немалую роль в выборе региона исследования сыграл и лингвистический аспект. Как уже говорилось, в мировой науке в плане нейролингвистики довольно хорошо изучены индоевропейские языки, что нельзя сказать о тюркских.  Поэтому в настоящее время исследователи все больше и больше интересуются именно этими языками.

Стоит также отметить, что помимо вышеназванных исследований группа когнитивной лингвистики активно развивает международное сотрудничество: исследователи работают вместе с коллегами из Института Статистики Академии Синика (Тайвань), Института Гольдсмита (Великобритания), Калифорнийского университета в Сан-Диего (США), университета Измира (Турция). Причем, как отметил Александр Николаевич, в ближайшее время интернациональные связи исследовательской группы будут только расширяться.

 

Маргарита Артёменко