Маленькие, но очень полезные

Накануне Нового года ФИЦ "ИЦиГ СО РАН" пригласил журналистов в гости на свою экспериментальную свиноферму.  Выращиваемые здесь свиньи нужны для проведения медицинских исследований – их масса и внутренние органы по строению близки к человеческим, а содержание обходится намного дешевле других кандидатов – таких как, например, приматы.

Свиней с давних пор используют в экспериментах. А по мере развития возможностей селекции, возник спрос на мини-свиней, которые более удобны для содержания в лабораториях. Первое стадо мини-свиней в Институте цитологии и генетики появилось почти полвека назад, в 1969 году. Основой для выведения этих животных послужили помеси вьетнамских свиней породы Й с европейской заводской породой «ландрас», которых затем скрестили с диким среднеазиатским кабаном. Селекция на уменьшение размеров, при которой в репродуктивное ядро популяции отбирали самых мелких особей, игнорируя все остальные зоотехнические показатели, привели к тому, что в группе закрепилась мутация, замедляющая пренатальный рост. Так и получили собственно популяцию минисибс.

Последний чистокровный хряк минисибс Трисс № 1/10 Однако односторонний отбор имел и отрицательные последствия: минисибсы в большинстве своем демонстрировали не свойственную домашним свиньям трусливо-оборонительную реакцию на человека. Еще у них часто встречались нарушения репродуктивной функции. А в 1988 г. группа минисибс из-за эпидемии бруцеллёза и вовсе полностью прекратила свое существование.

Затем в Институте попробовали разводить мини-свиней, созданных в подмосковном Светлогорске - в Научно-исследовательской лаборатории экспериментальных биомоделей АМН СССР (за основу при их селекции брали как раз новосибирских минисибс). Однако эти свиньи плохо размножались в сибирских условиях. И тогда в Институте цитологии и генетики СО РАН был использован новый подход. Светлогорских мини-свиней скрестили с представителями крупной европейской заводской породы, обладающей выдающимися материнскими качествами (крупная белая порода). А затем занялись селекцией потомства, направленной на уменьшение размеров тела.

Мини-пиги отличаются хорошим репродуктивным потенциалом, дружелюбным отношением к человеку и оптимальными для проведения исследовательской работы габаритами Подход оказался удачным, и сегодня ИЦиГ располагает стадом мини-пигов в 120 голов. Они отличаются хорошим репродуктивным потенциалом, дружелюбным отношением к человеку и оптимальными для проведения исследовательской работы габаритами (вес и строение внутренних органов). Еще одна важная черта мини-пигов — тонкая и мягкая кожа, на толстокожих хряках очень трудно проводить хирургические манипуляции.

Не удивительно, что к сибирским мини-пигам проявляют большой интерес медицинские центры, ежегодно туда уезжают около 50 свиней, большинство – в Национальный медицинский исследовательский центр (НМИЦ) им. академика Е.Н. Мешалкина. Причем, количество продаваемых мини-пигов лимитируется скорее возможностями экспериментальной свинофермы института, а не спросом на рынке.

Интерес к лабораторным свиньям в последние годы устойчиво растет – они оказались оптимальной моделью как для фармакологических испытаний, так и для отработки технологий в области хирургии, установки имплантатов и пересадки органов. Таким образом обладатели пятачков служат спасению многих человеческих жизней.

Некоторых свиней после проведения с ними хирургических манипуляций (например, имплантации искусственного клапана) будут отправлять обратно на ферму для дальнейших наблюдений До недавнего времени для всех мини-пигов отправка в научные центры была «билетом в один конец». Но сейчас медики расширили спектр проводимых исследований – в конце года НИМЦ им. Мешалкина заключил с ФИЦ "ИЦиГ СО РАН" еще один договор. Теперь некоторых свиней после проведения с ними хирургических манипуляций (например, имплантации искусственного клапана) будут отправлять обратно на ферму. Там они продолжат жить в обычных для себя условиях, периодически посещая для обследований НИМЦ. Таким образом, врачи будут работать над технологиями и методиками лечения, которые позволят и пациентам-людям впоследствии вести образ жизни без серьезных ограничений.

Георгий Батухтин