Вообще, о необходимости отказаться от потребительского взгляда на жизнь говорилось давно, только до поры до времени этим призывам не придавалось серьезного значения. Так, еще в 1976 году знаменитый представитель фрейдомарксистской школы Эрих Фромм в своей книге «Иметь или быть?» изобразил в общих чертах прогрессивное общество будущего, в котором прекратится безудержная погоня за богатством и будет достигнуто подлинное равенство между странами и народами. Такие прожекты адресовались всему человечеству, и у их авторов была уверенность, что благодаря доброй воле политиков всего мира людям в скором времени удастся организовать свою жизнь по-новому – без войн, без голода и без экологических катастроф. Но при условии, что они изменят свое отношении к вещам и к пониманию «достойной жизни».
Еще 20-30 лет назад мы бы приняли такие философские рассуждения за отвлеченные кабинетные фантазии, далекие от реальной политики. Но только не сегодня, когда борцы за новый мир получили серьезный повод для осуществления своих грандиозных планов. С тех пор, как европейские страны взяли курс на построение «зеленой» экономики, стало понятно, что обещанные перемены коснутся не только предприятий. Борьба с глобальным потеплением предполагает достаточно широкий спектр мероприятий, которые затронут, в том числе, и наши запросы, и привычки. Только сейчас, задним числом, начинаешь осознавать (именно осознавать), что недавние призывы идеологов «зеленой революции» о необходимости радикально пересмотреть свои потребности и выработать новые, более скромные стандарты жизни, уже открыто переходят в сферу политических решений.
Поэтому в свете наметившихся тенденций наивно думать, будто торжествующие на Западе рыночные отношения способны создать непреодолимый барьер любым попыткам ограничить потребительский спрос. Развернувшаяся сейчас кампания по борьбе с коронавирусом наглядно показывает, что западная бюрократия в состоянии вводить любые правила и ограничения, кажущиеся нелепыми с позиций минувших лет. И тот факт, что курс на «безуглеродное» будущее задан европейскими политиками предельно отчетливо, наталкивает на мысль, что впереди нас ожидает очередной вал каких-то ограничений. Я говорю «нас», поскольку европейская политика претендует на глобальный масштаб.
В общем, сегодняшние события вынуждают нас серьезнее относиться к прожектам такого рода, поскольку, как показывает новейший исторический опыт, эти идеи берёт на вооружение западная бюрократия. Цели, как мы уже сказали, здесь понятны – спасти человечества от экологической катастрофы. Вопрос упирается в конкретные средства.
Об отказе к 2050 году от ископаемого топлива известно всем. Однако это еще не все меры. «Зеленая революция», о чем мы также говорили, включает в себя новые принципы организации нашей жизни. Пожалуй, это самый интригующий аспект проблемы, который стоило бы рассмотреть подробно, поскольку он активно дискутируется в среде западных экспертов.
Совсем недавно на данную тему было опубликовано объемное исследование, проведенное специалистами Лидского университета (Великобритания) совместно с коллегами из других научных учреждений. Название говорит само за себя: «Обеспечение достойного проживания с минимумом энергии: глобальный сценарий». Авторы исследования исходят из того, что предотвращение экологической катастрофы потребует радикального изменения образа жизни во всем человеческом обществе, включая, конечно же, и всю сферу мировой экономики. Стоит сразу же обратить внимание на глобальный масштаб задачи. Авторы не ограничиваются только лишь странами Европы. Речь в представленной работе идет о «спасении» всего человечества.
Исследователями пришлось столкнуться с очень сложной дилеммой: с одной стороны, растущее потребление энергии оказывает губительное воздействие на планету, с другой стороны, в мире существует огромное количество людей, чей уровень жизни нельзя назвать достойным. Отсюда возникает вопрос: каким образом добиться достойной жизни для ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, не увеличивая, а планомерно снижая мировое потребление конечной энергии? Согласимся, что ключевую роль в решении указанной задачи придется сыграть населению западных стран, обладающих самым высоким уровнем жизни. Проблема понятна: развивающиеся страны пытаются идти тем же путем, наращивая потребление энергии. Однако мировое развитие уже не может осуществляться в этой логике. Соответственно, на западных странах лежит теперь ответственность за то, чтобы дать миру новый идеал «достойной жизни» с минимальным потреблением энергии.
Отметим, что авторы исследования трактуют понятие энергии в расширенном контексте. Речь идет о совокупности всех затрат, связанных с обеспечением наших потребностей. В данном случае мы опускаем довольно сложную методологию расчетов. Гораздо важнее для нас те результаты, к которым приходят исследователи. Их важность в том, что они в общих чертах изображают некий универсальный идеал, адресованный всему человечеству. Рано или поздно к этому идеалу начнут апеллировать западные политики, предлагая очередные программы и нормативы.
Авторы вполне допускают, что к 2050 году глобальное потребление энергии может сократиться на 60% от нынешних значений, опустившись до уровня 1960-х годов. Что касается развитых стран, то для них возможно сокращение на 95 процентов! Добиться этих результатов можно двумя параллельными путями: а) совершенствуя технологии и делая их доступными; б) радикально сокращая потребительский спрос до «разумной» достаточности. Как подчеркивают сами авторы, речь не идет о том, чтобы сделать людей бедными. Ничего подобного! Необходимо сократить неравенство (в том числе – между странами и народами), обеспечив достойную жизнь для максимального числа людей.
«Достойная жизнь», разумеется, вызывает массу вопросов, и авторы это прекрасно осознают, поскольку здесь возможны чисто субъективные трактовки. Те, кто ставят под сомнение курс на сокращение потребления, по привычке обвиняют авторов в том, будто они предлагают загнать людей обратно в «пещеры». На что получают весьма остроумный ответ. Мол, возможно, мы и правда призываем вернуться в «пещеры», но это весьма неплохие «пещеры». Там, например, имеются высокоэффективные приспособления для приготовления пищи, хранения еды и стрики одежды, не говоря уже об энергосберегающих системах освещения. На каждого человека выделяется 50 литров воды в день, из которых 15 литров можно будет подогреть для купания. Температура внутри круглый год поддерживается на уровне 20 градусов Цельсия – независимо от географической широты проживания. На каждую такую «пещеру» выделяется один компьютер с подключением к глобальной сети. Ежегодно человек сможет «намотать» до 15 тысяч километров на любом виде транспорта. Кроме этого, ему будут доступны для посещения более крупные «пещеры» из системы здравоохранения и из системы образования. И что еще не менее важно: человеку придется меньше тратить времени на работу.
В целом, неплохие «социалистические» нормы, которые наверняка устроят большинство небогатых людей. Но есть еще более конкретные цифры, куда более объемно отражающие качество жизни в этом «прекрасном» будущем. Так, если брать еду, то количество килокалорий в день на человека должно составить 2 – 2,1 тысячу. Для развитых стран это будет означать УМЕНЬШЕНИЕ рациона в полтора раза! В первую очередь это приведет к сокращению потребления мяса – не более 15 килограмм на человека в год. Чтобы было понятно: это в 4 раза меньше нынешнего уровня потребления россиян и в шесть раз меньше потребления американцев. Дополнительно сократятся и нормы жилплощади – до 15 квадратных метров на человека, что в три раза меньше того, что сегодня соответствует нормам Канады и США. Здесь тоже есть над чем задуматься.
Пока не ясно, коснется ли это все представителей элиты, чье потребление исконно выходит за рамки «разумной» достаточности. Авторы обращают внимание на этот момент, но до конца его не раскрывают. Их больше занимает вопрос: какими средствами добиться внедрение указанных норм? Хотя с этим, на мой взгляд, особых проблем не будет. Как мы сказали выше, западная бюрократия в последние годы не особо церемонится в таких вещах, вводя самые разные ограничения. «Натренировавшись» на углеродных нормативах и ковидных запретах, она станет еще увереннее расширять сферу применения ограничительных практик. Тем более что повод будет веский: спасение человечества от глобальной катастрофы.
Константин Шабанов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии