Отец Иоанн Реморов – потомственный священнослужитель. Обладатель уникальной родословной. Его прапрадед Василий Реморов был известным миссионером, а прадед Николай был не только священником, но поэтом и писателем. Дед Игорь был известен своей необыкновенной стойкостью в период гонений на Церковь, а его отец Александр Реморов – знаменитый церковно-общественный деятель Новосибирска. Мой собеседник, Иван Александрович Реморов, преподает на кафедре древних языков НГУ, служит в храме Михаила Архангела и является проректором по учебной работе Новосибирской православной духовной семинарии.
– С такой родословной ваша жизнь могла сложиться иначе?
– Мне нравится, как складывается моя жизнь, хотя многое в ней и имело некий оттенок спонтанности, – например, поступление на филологическое отделение. Ведь радостнее находить счастье в той жизни, которая у тебя есть сейчас. А вместо того, чтобы размышлять об альтернативах прошлого, лучше мечтать, что можно ещё освоить в будущем. Например, мне хотелось бы выучить несколько новых языков, освоить программирование или погрузиться в изучение естественных наук. Ещё я интересуюсь астрофизикой, биологией и в значительной степени историей – здесь всегда можно найти поле для развития.
– Ваши познания впечатляют – вы владеете более чем девятью языками. Овладевая новым языком, что вы для себя открываете?
– Обычно на вопрос о том, сколько языков я знаю, я отвечаю, что два – русский и церковнославянский. Этими языками я пользуюсь в повседневной жизни. С другими языками скорее знаком: на каком-то могу говорить, на другом - читать, имея под рукой словари и справочники. Если взять тексты на любом из славянских, германских или романских языков, в которых я в той или иной мере смогу разобраться, то я знаком более чем с тридцатью языками.
Изучение нового языка – это возможность познакомиться с текстами. Древнегреческий язык – это Новый Завет и классические авторы, латинский – это богатая библиотека древнеримской и западноевропейской литературы, древнееврейский – это Ветхий Завет в оригинале.
– Вы совмещаете деятельность священнослужителя в храме с преподаванием в светском университете: что вы приносите из университетской аудитории в церковь?
– Для Церкви важны необычные филологические открытия и наблюдения в традиционных текстах Священного Писания и песнопений, звучащих в храме. «Университетские» методы помогают раскрыть не столько содержание, сколько разнообразную, разностороннюю красоту и многогранность этих текстов.
С другой стороны, для меня очень важно иметь круг общения в университетской среде. Такое общение помогает лучше видеть актуальные темы, которые необходимо поднимать в проповедях, помогает не отрываться от жизни. В конце концов, нужно рассказывать о Евангелии, о Христе реальному миру, а не какому-то выдуманному нами самими для себя.
– А в университетскую среду из Церкви?
– В университетскую среду, пожалуй, я приношу саму возможность говорить о важных для жизни человека вещах, о религиозных темах. Ведь часто считают вообще неудобным даже упоминать религиозные вопросы в стенах вуза, потому что многим неясно, в каких формах можно об этом говорить, не опасаясь обвинения в нарушении светскости нашего образования.
Когда я веду занятия по латинскому языку, я имею возможность познакомить студентов с евангельскими текстами, с текстами молитв. Очевидно, что чтение текстов на занятиях древним языком не является прямой формой религиозной проповеди, но, тем не менее, для некоторых оно становится важным ликбезом.
Ведь как часто приходится наблюдать, что человек, поступивший в университет, имеет за плечами огромный багаж прочитанной литературы, однако при этом ни разу в жизни он не открывал Евангелие. Но ведь Евангелие лежит в основе всей русской культуры, и, не зная его, невозможно быть по-настоящему образованным человеком!
– В студенческие годы вы занимались организацией молодёжного православного клуба «Фавор» в НГУ. Откуда появилась такая идея?
– Дело было в 2001 году, я был тогда аспирантом. Однажды мы с друзьями-студентами осознали, что нам остро не хватает именно университетской площадки для встречи с верующими единомышленниками, – такого места, где можно было бы обсудить те или иные волнующие вопросы о православии, о христианском мировоззрении, но в привычном формате академического семинара. Несколько лет мы проводили студенческие встречи православной тематики, где мы сами готовили доклады. С тех пор сменилось несколько поколений студентов, а немалая часть одного из поколений клуба «Фавор» теперь встречается как клуб православных молодых семей при Благовещенском храме на Шлюзе.
Филипп Вуячич
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии