Исторический шок

Глобальный спрос на нефть, газ и уголь падает, и только возобновляемые источники энергии обещают показать рост – такое заключение содержится в очередном отчете, опубликованном на сайте Международного энергетического агентства. Как нетрудно догадаться, разразившаяся пандемия COVID-19 преподнесла неприятный сюрприз энергетическому сектору. Падение спроса оказалось настолько серьезным, что исполнительный директор МЭА Фатих Бирол назвал это «историческим шоком» для мировой энергетики. Эксперты прогнозируют, что в этом году нас ждет самое большое потрясение со времен Второй мировой войны. О долгосрочных последствиях говорить пока еще рано, тем не менее, уже сейчас очевидно, что для энергетической отрасли кризис не пройдет без последствий. После восстановления она уже будет другой, считают аналитики.

Как полагают авторы отчета, в 2020 году глобальный спрос на энергию и энергоносители упадет на шесть процентов. Это падение более существенное, чем было после мирового финансового кризиса 2008 года. В абсолютном выражении оно беспрецедентно, утверждают аналитики. Это эквивалентно потере всей энергетической потребности такой страны как Индия – третьего по величине потребителя энергии в мире. Причем, наибольшее снижение спроса ожидается в странах с развитой экономикой. Так, в США спрос снизится на 9%, в странах ЕС – на 11 %.

Как утверждают эксперты МЭА, уровень снижения спроса прямо пропорционален жесткости карантинных мер, принятых правительствами тех или иных стран. Ежедневные данные, которые были собраны для 30 стран, создающих более двух третей мирового спроса на энергию, показывают, что указанное падение прямо зависит от продолжительности и жесткости введенных ограничений. Согласно анализу ежедневных данных, до середины апреля в странах, где ввели самые жесткие ограничения, наблюдалось снижение спроса на энергию в среднем на 25% в неделю. В тех странах, где ограничения были менее жесткими, снижение в среднем составило 18 процентов.

Примечательно, что уровни и способы потребления энергии в будничные дни выглядят так же, как обычно происходит по выходным дням. В разгар карантина спрос на электрическую энергию падал до 20% и более. А в целом в 2020 году, полагают аналитики, спрос на электричество упадет на 5%, что является самым существенным показателем со времен Великой депрессии 1930-х годов.

С другой стороны, есть обнадеживающая информация для борцов с глобальным потеплением. Дело в то, что на энергетическом рынке происходят заметные структурные изменения. Как подчеркивают эксперты, карантинные меры содействуют переходу к низкоуглеродным и возобновляемым источникам энергии. Нынешний год, согласно отчету, не обещает ничего хорошего для угольной генерации. Здесь падение продолжится. Зато будет расти производство электроэнергии за счет ветра и фотовольтаики.   Во всяком случае, рост ВИЭ обеспечивается благодаря проектам, запущенным ранее. На этом фоне позиции угля и газа выглядят не очень радужно. С одной стороны, еще до пандемии в мире наметилась тенденция к снижению спроса на «грязные» источники энергии. Пандемия, судя по всему, только усилила эту тенденцию. Поэтому газ и уголь попали в «двойной капкан», испытывая в настоящее время проблемы из-за общего снижения спроса на электроэнергию и из-за реализации проектов в области ВИЭ. В результате, полагают эксперты, совокупная доля газа и угля в мировом энергетическом балансе неизбежно снизится.

Сильнее всего, как было сказано, пострадает уголь. Спрос на него, считают эксперты, должен снизиться на 8 процентов. Это будет самым серьезным падением для угля со времен Второй мировой войны. Угольная генерация, указывается в отчете, достигла своего пика в 2018 году. В этом году производство электроэнергии на основе угля должно упасть на 10 процентов. По газу ситуация в общих чертах схожа. Несмотря на то, в течение последнего десятилетия происходило увеличение спроса на «голубое топливо», в этом году должно произойти падение на пять процентов. Это станет самым большим зарегистрированным падением потребления в годовом исчислении. Иначе говоря, на рынке газа обозначились те же проблемы, которые возникли на рынке нефти (о чем уже сообщалось), хотя и не так критично.

По мнению экспертов, только возобновляемые источники энергии покажут рост в текущем году. Согласно прогнозам, их доля в мировом производстве электроэнергии будет увеличиваться и впредь. В основном, благодаря приоритетному подсоединению к сетям, а также относительно низким эксплуатационным расходам. Разумеется, из-за кризиса рост окажется меньше, чем происходило в предыдущие годы. Но, несмотря на возникшие трудности, производство электричества на основе ветра и фотовольтаики в нынешнем году вырастет на 5 процентов. Интересно, что на этом фоне неважно выглядят дела у «мерного атома». Атомная энергетика в нынешнем году должна показать трехпроцентное падение в сравнении с рекордным для нее 2019 годом. По большому счету, это говорит о том, что солнечные и ветровые электростанции оказались самыми привлекательными объектами для инвестиций, нежели иные виды производства электроэнергии.

Правда, не вся возобновляемая энергетика демонстрирует рост. Так, в этом году ожидается серьезное падение спроса на биотопливо. Как мы понимаем, это напрямую связано с уменьшением количества автомобильных поездок. Но, с другой стороны, учитывая падение традиционного ископаемого топлива, мы получаем совокупное снижение выбросов парниковых газов. По расчетам экспертов, в этом году глобальные выбросы углекислого газа, связанные с энергетикой, уменьшатся на 8% (на 2,6 гигатонны), достигнув самого низкого уровня с 2010 года. Аналитики МЭА полагают, что это окажется самым большим сокращением за всю историю наблюдений – примерно в шесть раз больше, чем было зафиксировано в рекордном 2009 году (что также произошло из-за экономического кризиса).

Впрочем, дальнейшее восстановление экономики, напоминают эксперты, вновь приведет к увеличению выбросов. Поэтому, замечают они, правительствам стоит уже сейчас извлечь уроки из этой ситуации и заложить меры поддержки «чистых технологий» в планы по восстановлению экономик своих стран. В этом случае рекордное падение выброса углекислого газа удастся стабилизировать. Такие меры, уверены аналитики МЭА, позволят нам выйти на тропу устойчивого развития и сделать мир «чище».

Андрей Колосов