Иногда лучше жевать, чем говорить


10 сентября 2013

Сторонникам законопроекта о «реорганизации» РАН не хватает умных слов в его защиту.

Не так-то просто доказать зрячему, что черное – это белое. К большой неприятности для инициаторов скандального законопроекта, зрячих в нашей стране оказалось на порядок (а то и на несколько порядков) больше, чем предполагалось. Общественные слушания, организованные комиссией по вопросам развития науки и образования Общественной палаты Новосибирской области, продемонстрировали впечатляющее соотношение сторонников и противников этой законодательной инициативы как «один» к «десяти». То есть, на одного сторонника приходится как минимум десять противников. А если бы, рискнем предположить, слово взяли все собравшиеся, то соотношение было бы «один» к «ста», не меньше.

Наверное, господа-депутаты, взявшиеся поддержать законопроект, осознают, в какой нелепой ситуации они оказались, насколько смешно выглядят их потуги подыграть правительству. Но куда деваться – партийная дисциплина обязывает выступать на стороне властей. И поскольку граждане из числа академиков не на шутку  разговорились,   волей-неволей приходится с ними объясняться. Дело это, как показывает практика, для провластных господ-депутатов не совсем привычное, тем более что разговаривать приходится с людьми умными и образованными, у которых логика и аргументы – железные. И как бы ни хотелось послать дискуссию куда подальше, слово взять-таки пришлось.

Честно говоря, мы ничего особенного от них и не ждали. Демагогия, она и в Африке – демагогия. Однако на фоне выступлений академиков сбивчивые объяснения их оппонентов прозвучали как сумбурный лепет. Конечно, многие из нас хорошо понимают, что в правительстве и в Думе с мнением граждан не очень-то считаются. Как-никак, постоянная опора на админресурс давно уже отучила «партию власти» от нормального общения с народом. Но вот так, чтобы держать за наивных простачков не кого-то, а уважаемых академиков – случай, прямо скажем, запредельный даже для Африки.

Судите сами. Выступает депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по образованию и науке Ирина Мануйлова. Ненавязчиво отмежевавшись от прямого участия в разработке законопроекта, она тут же выставила главный «партийный»  аргумент: «Во втором чтении за данный законопроект проголосовало триста сорок четыре депутата. Это достаточно серьезная заявка». Что ж, понимаем. Парламент, который у нас не место для дискуссий, уже целый год неустанно выдает такие вот «серьезные заявки», проштамповывая законы, один другого чудеснее. Именно за этот неутомимый труд остроумные блоггеры прозвали Думу «взбесившимся принтером». В общем, ничего экстраординарного.

С законопроектом о «реорганизации» РАН решили поработать в том же темпе: «Здесь надо отдать должное той работе, которая была проведена в сжатые сроки между первым и вторым чтением. Очень серьезные поправки, предложенные академическим сообществом, были учтены». Этими словами госпожа Мануйлова подтвердила способность своих коллег к самоотверженной деятельности, когда «в сжатые сроки», превозмогая (надо полагать) жару и усталость, народные избранники без сна и отдыха разбирали академические перлы.

Короче, трудовой подвиг депутатов мы оценили. Правда, осталось непонятным, что за тайный враг напал этим летом на нашу страну, из-за которого пришлось в таком авральном режиме, не теряя ни дня, разбирать сей судьбоносный закон.  Вопрос совсем не праздный. Его уже сотни раз озвучили уважаемые люди, желая услышать, наконец: какая такая муха укусила столичных деятелей, что они устроили аврал в летнюю жару, нарушая все законные процедуры, включая 72-ю статью Конституции?

Ответа от народных избранников не прозвучало. Да, собственно, какой еще ответ тут ожидать – штамповать законы с реактивной скоростью, как мы сказали, им не впервой. Колея здесь накатанная. Оно бы все катилось и дальше. Просто случилось так, что академики чего-то вдруг ощетинились и сломали всю игру. И кто их за язык тянул-то? Могли бы отмолчаться, и процесс бы прошел как мо маслу, никто бы и не заметил. Подумаешь, одним законом больше, одним законом меньше. Дума, похоже, уже сбилась со счету. Так что в глазах уважаемой Ирины Викторовны угадывался немой встречный вопрос: «Ребята, чего в бутылку-то лезете? Работа у нас такая, блин! Кто у нас в стране главный, знаете? То-то».

Другой сторонник законопроекта – депутат Госдумы Сергей Дорофеев – попытался полунамеками разложить аудитории весь столичный расклад. Мол, мы там совсем не бараны, к делу подошли сознательно. Да-да, сознательно. Товарищи из правительства пришли и «всё объяснили». Прямо так и сказал: «Всё объяснили». Зал разразился хохотом. Депутат Дорофеев смутился. В его глазах угадывался все тот же встречный вопрос: «Ребята, блин, ну вы чё? Ну политика такая у нас! Не велено нам дискуссии разводить. Партия приказала, депутат ответил: есть! А вы тут умничаете, умничаете...».

Аудитория, конечно, осталась при своем. Других сторонников «реорганизации» РАН в зале не оказалось. Ощутив неловкость положения, провластные избранники, потупив взор, удалились. Сказать им было нечего. Хотя, оно им надо? Все равно последнее слово в этом вопросе сами знаете за кем. Вот-вот, его-то и упоминала вся честная компания. Он – последняя надежда и последняя точка, так сказать, в этой истории, единственный адресат, кому и будут направляться аргументы. Так что избранникам от ЕР особо впрягаться в тему, глотку драть, бодаться с академиками, резона нет. А вдруг наш Гарант повернет в другую сторону? Он же у нас славится своей непредсказуемостью, не так ли? Так что сейчас будет им самое время помолчать. Ну а если Гарант не повернет, тогда вообще распинаться незачем. Тем более что избранникам всё уже «объяснили».