И никого не стало


Пять животных, вымерших по вине людей
10 ноября 2017

С момента, когда животные начали делить планету с новым биологическим видом — человеком разумным, — среда обитания для них стала в разы враждебнее. Выживает наиболее приспособленный, и успешная адаптация человека к окружающей среде нередко оборачивалась вымиранием других видов. От некоторых из них нам на память остались лишь чучела да очерки в древних энциклопедиях.

Стеллерова корова

Модель стеллеровой коровы в Лондонском музее естествознания Сложно найти какое-нибудь животное, которое было бы истреблено человечеством так же быстро, как стеллерова корова. У нее (или, скорее, у нас?) в этом трагическом зачете абсолютный рекорд — всего 27 лет прошло с момента открытия вида до его полного исчезновения. Первым морскую корову описал в 1741 году врач экспедиции Беринга, Георг Стеллер, в честь которого и было названо животное. Ареал обитания этих коров ограничивался Командорским островами, причем держались они в основном у самых берегов, поскольку, судя по всему, не умели нырять. Морская корова относилась к отряду сирен, к которым принадлежат и их ныне живущие ближайшие родственники — ламантины и дюгони. Из-за поразительного сходства Стеллер даже принял морских коров за ламантинов, а вот выделил их в отдельный вид другой ученый — немецкий зоолог Эберхард Циммерман. Произошло это в 1780 году, когда ни одной стеллеровой коровы уже не осталось на планете. Пятитонные, грузные, малоподвижные и апатичные создания питались в основном водорослями и морской капустой, за что получили еще одно название — капустницы. Человека эти медлительные животные не боялись ни капли — просто потому, что никогда не сталкивались с ним. Все это привело к массовому отлову стеллеровых коров — их мясо помогло экспедиции Витуса Беринга прожить на острове 10 месяцев, в течение которых экипаж занимался починкой корабля. С началом же заселения и освоения новых открытых территорий вымирание этих животных стало делом времени: не прошло и 30 лет, как стеллеровых коров окончательно истребили.

Тасманийский (сумчатый) волк

Наскальный рисунок сумчатого волка в местности Убирр Один из самых известных представителей фауны австралийской Тасмании — тасманийский дьявол, а вот про тасманийского волка, тилацина, вспоминают гораздо реже — вероятно, потому что встретить его в природе уже невозможно. Между тем это было уникальное животное — единственный доживший до исторической эпохи сумчатый волк. Официальное научное описание относится к 1808 году, хотя упоминания о «тигровых кошках» встречались еще в последней четверти XVIII века. Обитали тилацины по всей Тасмании и внешне походили на не очень крупную собаку с серо-бурой шерстью и полосками на спине. Челюсти тилацин мог раскрывать очень широко — на 120 градусов, что породило ряд мифов и предрассудков относительно его кровожадности. Во многом из-за этого в 30-е годы XIX века началось массовое истребление сумчатых волков: местное население верило, что они нападают не только на овец, но и на фермеров. Позже ученые установили, что челюсти тасманийских волков были очень слабо развиты и не позволяли им охотиться ни на овец, ни на людей — только на ящериц, птиц и мелких животных, однако реабилитировать было уже некого: последний представитель вида умер в 1936 году в зоопарке. В дикой же природе сумчатые волки исчезли еще раньше, приблизительно в 1930 году.

Японский волк

Японский волк Еще один волк, который бесследно исчез по вине человечества, — японский. Эти животные традиционно обитали на островах Хонсю, Кюсю и Сикоку и заметно отличались от своих сородичей, населяющих Азию и Европу. Внешне они больше походили на лисиц — и рыжеватым окрасом, и удлиненной мордой, и размерами: рост их не превышал 40 сантиметров. Волков почитали как защитников, а в традиционном японском фольклоре они предстают как духи леса, помощники бедных и беспомощных — их называют оками. Но мифология — это одно, а реальность — совсем другое: в ходе активного освоения новых земель под сельскохозяйственные нужды, которое развернулось во время реставрации Мейдзи, правительство назначило награду за каждого убитого волка. Их массово отстреливали и травили ядом, что привело к полному исчезновению вида к 1889 году — сегодня от них осталось всего несколько чучел в европейских и японских музеях.

Квагга

Квагга Если бы какой-нибудь ребенок увидел кваггу, он бы, вероятно, описал ее как зебру, на которую у природы не хватило краски, поскольку полоски у нее располагались только спереди и неравномерно; задняя же часть корпуса была полностью однотонной. Но проблема в том, что увидеть кваггу уже не получится, по крайней мере, вживую, а не на страницах энциклопедии. Этих животных полностью истребили к 1878 году, а последняя особь умерла в неволе в 1883 году. Обитали квагги в Южной Африке, причем людям удалось их не только одомашнить, но и использовать в качестве сторожей. Отличный слух и чутье этих животных позволяли им заметить приближение хищников к стаду, а человека они предупреждали громким своеобразным криком, который звучал как «куа-га» — отсюда и появилось название. Впрочем, прочные шкуры квагг представляли гораздо большую ценность, чем их охранные качества, из-за чего этих непарнокопытных быстро истребили. В 1987 году был запущен проект по восстановлению вида, а за основу были взяты саванные зебры Намибии. К 2005 году удалось вывести особь, как две капли воды похожую на типичную кваггу, однако генетически они все же являются другим видом. Их называют «квагги рау» — в честь натуралиста Рейнгольда Рау, основавшего проект по восстановлению популяции.

Тайваньский дымчатый леопард

Тайваньский дымчатый леопард Тайваньский дымчатый леопард проживал исключительно на Тайване — такие виды называют эндемиками. Выбраться с острова, окруженного со всех сторон водой, и расселиться на других территориях не представлялось возможным, поэтому он стал для них одновременно и единственным ареалом обитания, и ловушкой, в которой животные оказались заперты вместе с человеком. Необычный окрас тайваньских леопардов делал их похожими на больших оцелотов, а их шкуры — желанным трофеем для любого охотника, поэтому уже к 1983 на острове не осталось ни одного представителя вида. Впрочем, ученые не оставляют попыток обнаружить дымчатых леопардов — для этого используются самые современные камеры видеонаблюдения, но за последние десятилетия, несмотря на все ухищрения, им так и не удалось напасть на след исчезнувших животных.

Чуть больше повезло их родственникам в России — дальневосточным леопардам. Этот вид находится на грани вымирания, поскольку в мире осталось всего 70 особей, и около 50 из них живут в национальном парке в Приморье. Животных различают благодаря пятнам на шкуре, которые так же индивидуальны, как отпечатки пальцев у людей. Работа по восстановлению популяции идет медленно, но все же приносит результаты, ведь в 2015 году дальневосточных леопардов было 56, а в этом — уже 70.