Хорошо забытое старое

В последнее время погодные аномалии, вызванные (как считают климатологи) глобальным потеплением, включаются в число самых актуальных проблем, грозящих массовым дефицитом продовольствия уже на текущем этапе. Выраженная нестабильность климата во многих регионах планеты приводит к тому, что земледелие становится теперь «рискованным» даже в тех местах, которые испокон веков считались житницами и вносили весомый вклад в насыщение продовольственного рынка.

Как мы уже неоднократно писали, ответом на угрозу глобального голода стало появление различных инноваций в сфере производства продуктов питания. Один и путей решения проблемы – это переход на так называемые альтернативные источники белка. Здесь вам предлагают еду из насекомых или белок из морских водорослей (эти темы освещались нами подробно). Но что же делать с обычными сельхозугодиями, с пашнями, занятыми традиционными культурами? О том, что почвы стремительно деградируют, а с новыми площадями для посевов возникают серьезные проблемы (не вырубать же все леса, в самом деле), сегодня говорят с самых высоких трибун. Но каков выход?

В последнее время в западных странах входит в моду обращение к «устойчивым» практикам земледелия, способствующим восстановлению почв и снижению так называемого углеродного следа. К сожалению, теория не всегда срастается с практикой, и ожидания бывают здесь слишком завышенными. Причем, политики, поднимая модную тему, зачастую прибегают к простым решениям, чем только дискредитируют само направление. Например, в Шри-Ланке попытались осуществить переход к «органическим» методам земледелия, банально запретив использование минеральных удобрений. В итоге получили снижение урожайности и как следствие – нехватку продовольствия, что привело к социальным волнениям.

Тем не менее, уже сейчас можно отметить обнадеживающие попытки более рачительного, более бережного подхода к использованию земли. Речь идет о так называемом регенеративном земледелии, набирающем популярность в свете реализации климатической повестки. Напомним, что в некоторых развитых странах осуществляется бюджетная поддержка подобных начинаний. Впрочем, сами фермеры не склонны связывать изменение подходов к выращиванию растений заботой о климате. Мотивации сельских тружеников вполне прозаичны – из-за участившихся капризов природы они уже не могут гарантировать стабильную урожайность товарной продукции, как это было раньше. Приходится что-то радикально менять. Особенно это касается регионов, страдающих от дефицита воды и испытывающих резкие перепады погодных условий, когда, например, длительная засуха сменяется неожиданными наводнениями.

В число методов, применяемых в регенеративном земледелии, входит использование покровных культур, помогающих сохранить (и восстановить) плодородный слой, а также сгладить последствия резких перепадов погоды. Сегодня такие эксперименты проводят фермеры Техаса – некогда благодатного региона, который в последние годы стал сильно страдать от разгула природных стихий.

Как откровенно заявил один фермер, отважившийся на такой эксперимент, проблема климата его никак не волнует. По его словам, если покровные культуры помогут сделать сельское хозяйство более устойчивым, не требуя при этом больших затрат и не принося вреда основным культурам, то этим имеет смысл воспользоваться. Данный эксперимент проводится на площади 1200 га в округе Идальго, штат Техас. Покровные культуры высаживаются между рядами зерновых, бобовых, овощей и фруктов, выращиваемых для продажи и для собственного потребления. Таким путем фермер надеется защитить верхний слой почвы и повысить его плодородие. В публикации отмечается, что такой способ идет из глубины времен. Когда-то покровные культуры широко применялись в Древнем Китае, Индии, Римской империи. Так же поступали коренные американцы и земледельцы времен отцов-основателей. Еще не так давно (по историческим меркам) подобные приемы были распространены во многих странах и считались нормой, в том числе и в США. Затем, с началом повальной индустриализации, начался переход к монокультурному хозяйству с его тяжелой техникой, минеральными удобрениями и пестицидами.

Сегодня древние земледельческие практики начинает активно продвигать американское правительство, рассчитывая таким способом помочь фермерам адаптироваться к меняющимся климатическим и погодным условиям. На эти цели уже заложено порядка 20 миллиардов долларов в рамках Федерального закона о снижении инфляции. Нельзя сказать, что выбранная для этого агротехника внедряется без всяких проблем. Проблемы есть, и их необходимо изучать научно. Именно поэтому эксперименты с покровными культурами, проводимые как минимум в четырех округах штата, ведутся под наблюдениями ученых Техасского университета долины Рио-Гранде, участвующих в программе по агроэкологии и устойчивым пищевым системам. Учитывая исследовательский характер этих агротехнологических инициатив, поддержка со стороны Министерства сельского хозяйства США как никогда кстати.

Если суммировать положительные результаты, то на сегодняшний день точно установлено, что покровные культуры предотвращают ветровую эрозию, повышают здоровье почвы и увеличивают разнообразие опылителей и полезных микроорганизмов. Отрицательным моментом является то, что здесь усиливается конкуренция за воду с основными культурами. Тем временем ученые отмечают повышение количества дней с экстремально высокими температурами. Так, в округе Идальго количество дней со средней температурой выше 37 градусов Цельсия с 1980-х годов увеличилось с нуля до двадцати шести. К 2060 году количество таких дней может вырасти до ста.

Параллельно и выпадение осадков также принимает экстремальный характер, вплоть до наводнений. В таких условиях значение покровных культур в том, что они способны поглощать избыток воды и удерживать ее во время засухи. Кроме того, от себя добавим, что покровные культуры улучшают структуру почвы, позволяя воде во время ливня быстро просачиваться вниз, а не задерживаться на поверхности, когда часть ее в дальнейшем испаряется, образуя непроницаемую корку.

В общем, несмотря на определенные сложности, данное направление является грамотным ответом на проблему, которая во многом связана с предшествующей интенсификацией производственных процессов. Фактически, сама природа вынуждает теперь сельских тружеников возвращаться к старым практикам, которые в разгар индустриализации были отброшены как ненужная архаика. Теперь же начинается возвращение к этой «архаике», проверенной опытом многих столетий. И ученым, по сути, приходится открывать для себя много нового.

Напоследок напомним, что аналогичные методы земледелия, способствующие сохранению почв и страхующие земледельцев от экстремальных погодных явлений, еще в начале прошлого века тщательно изучались и проверялись российским ученым-агрономом Иваном Овсинским. Он проводил свои исследования в южных регионах Российской империи, сильно страдающих от засухи. Примененная им агротехника включала в себя неглубокое рыхление плодородного пласта с последующим обильным мульчированием поверхности. Судя по тогдашним публикациям, результаты были получены вполне обнадеживающие.

Примерно в середине прошлого века схожие испытания проводил американский фермер-новатор Эдвард Фолкнер, описавший свой опыт в книге с красноречивым названием – «Безумие пахаря». Научная общественность в основной массе своей отнеслась к этим новаторским поискам с равнодушием, а временами – с враждебностью. Ведь, еще раз подчеркнем, западный мир шел по пути ускоренной индустриализации, когда символом революции в сельском хозяйстве были тяжелые трактора, минеральные удобрения и пестициды. И вот теперь природа подталкивает нас к тому, чтобы оглянуться назад и заново переосмыслить опыт предков. Процесс этот уже начался, хотя пока что об этом не принято заявлять открыто. Во всяком случае, в академических кругах.

Олег Носков