Мы уже неоднократно уделяли внимание этой проблеме. Борьба с опустыниванием у нас началась еще до революции. Проблема затрагивала южнорусские степи, где вследствие безграмотного и хищнического ведения сельского хозяйства начинались засухи, истощение почв и наступление песков. Как мы знаем, выдающиеся русские агрономы и почвоведы не только установили причину проблемы, но и разработали комплексный подход к ее решению. Полностью данный подход реализовывался уже после революции, получив название «сталинского плана преобразование природы».
К сожалению, борьба за интенсификацию сельскохозяйственного производства привела к тому, что экономические показатели стали выдвигаться на первый план – в ущерб экологическим показателям. Так происходило во всем мире. И вот, прошло более ста лет, и теперь мы всё и больше и больше убеждаемся в том, что ситуация в сельском хозяйстве уже критическая. Деградация и опустынивание территорий продолжаются невиданными темпами, и замолчать проблему уже невозможно. Тем более, что она приобретает глобальный характер.
В наше время ее включают к климатическому контексту, поскольку процессы опустынивания сопровождаются не только сокращением плодородных сельхозугодий, но и высвобождением из почвы углекислого газа, из-за чего его концентрация в атмосфере увеличивается. Деградировавшие почвы уже не накапливают углерод, и это является причиной тревоги для борцов с глобальным потеплением. Сельскому хозяйству, как мы знаем, уже на уровне ООН предъявили счет за вклад в климатические изменения. Четкого пути выхода из ситуации пока не предложено (кроме хороших пожеланий). Однако сдержанный оптимизм вызывает тот факт, что проблема находится в поле зрения науки, и ученые прямо называют существующие практики хозяйствования реальной причиной усугубляющейся проблемы.
Эта проблема вполне ожидаемо была затронута на Международном форуме «Острова устойчивого развития: климатический аспект», прошедшего 1 – 2 августа на территории Сахалинской области. Чтобы была понятна преамбула, напомним следующее. Так, уже несколько лет в разных регионах страны организуются так называемые «карбоновые полигоны», где исследуются возможности тех или иных экосистем поглощать углерод естественным образом. Для нашей страны, обладающей разнообразием экосистем, этот момент принципиально важен, поскольку делается ставка на то, что Россия в состояние выйти на нулевой уровень выбросов не только путем искусственного сокращения таковых, но и в немалой степени как раз за счет естественного поглощения.
Один из таких карбоновых полигонов, расположенный в Самарской области, стал испытательной площадкой для регенеративного земледелия. В задачу исследователей входило как испытание «устойчивых» технологий для земледелия, так и создание соответствующих методик мониторинга и расчетов. Результаты этой работы и были представлены на форуме.
Напомним, что о регенеративном земледелии сейчас очень много говорят в странах Евросоюза, где довольно трепетно относятся к климатической повестке. Фермеров пытаются склонить к таким «устойчивым» практикам разными способами, включая и материальное поощрение. Если будет доказано, что ваши методы земледелия способствуют поглощению углекислого газа, то вы будете иметь право на торговлю углеродными единицами. В принципе, на Западе уже так и происходит, когда компании-загрязнители материально компенсируют свой вред «экологически сознательным» хозяйственникам, в число которых могут попасть и «сознательные» фермеры. Что-то подобное намечается и у нас в стране, однако для нормального функционирования данного механизма необходимо провести разработку и испытания - в наших природно-климатических условиях – соответствующих методик. Именно такая работа сейчас и проводится.
Нельзя сказать, что процесс этот идет быстро. Приходится констатировать, что наука включается в данный процесс недостаточно активно. По идее, подобные карбоновые полигоны должны возникнуть в каждом регионе. И даже по нескольку. Вопрос этот может решаться только при участии региональной администрации. Там, где региональная власть проявляет расторопность в таких вопросах, процесс идет более-менее слаженно. Но там, где вопрос постоянно откладывают на потом, ощутимых результатов не наблюдается (как, например, в Новосибирской области).
Как бы то ни было, благодаря отдельным «сознательным» регионам кое-какие результаты получены. Причем, обратим внимание на то, что мы говорим здесь о работе, проводимой сейчас на глобальном уровне. В этой связи хотелось бы сразу отбросить некоторые иллюзии: мол, на климатической повестке свихнулись только в западных странах, в то время как союзники России из числа стран Глобального Юга смотрят на это дело сквозь пальцы. На самом же деле все не так однозначно. Например, в странах БРИКС сейчас полным ходом идет подготовка нормативной базы и создание регуляторных механизмов в рамках климатической повестки. В том числе идет работа по созданию методов «устойчивого» земледелия.
Надо отметить, что на Глобальном Юге проблема с сельским хозяйством осознается отчетливо и игнорировать ее невозможно в принципе. Как заметил по этому поводу директор аграрного карбонового полигона в Самарской области Владимир Платонов (возглавляющий кафедру экологии в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королева): в настоящее время мы наблюдаем глобальную перестройку экосистем на нашей планете. По его словам, интенсивность в сельском хозяйстве сильно возросла, и применение вспашки в условиях повышения температуры усиливает ветровую и водную эрозию почвы, что неизбежно приводит к высвобождению углерода. В процессе сельскохозяйственной деятельности, отметил ученый, выбрасывается порядка 25 – 30% парниковых газов. Вдобавок к разрушению почв и росту углеродных выбросов, вспашка приводит еще и к заболеваемости растений.
Учитывая, что 95% продовольствия в мире получается с открытых земельных участков, указанные процессы неизбежно скажутся на глобальной продовольственной безопасности. К нашему дню уже деградировало порядка 300 миллионов га почв. Отсюда неизбежно напрашивается изучение способов борьбы с опустыниванием.
Такую функцию в нашей стране как раз выполняет аграрный карбоновый полигон в Самарской области. Сейчас здесь, по словам Владимир Платонова, разрабатывается комплексный подход к сельскому хозяйству, включающий рачительный уход непосредственно за самой почвой и за водными ресурсами. При этом параллельно разрабатываются системы мониторинга, которые в дальнейшем (как ожидают разработчики) позволят сэкономить миллионы рублей на внедрении новых адаптивных систем и технологий, связанных с регенеративным земледелием. «В первую очередь, - уточнил ученый, - мы занимаемся борьбой с опустыниванием земель, происходящем в результате неправильного применения технологий. В первую очередь это касается вспашки».
Сейчас на пяти тысячах га аграрного карбонового полигона испытывается технология природоохранного сберегающего земледелия. Благодаря пожнивным остаткам - при отсутствии вспахивания - почва надежно скрепляется. Кроме того, вместе со стандартными средствами защиты растений здесь применяются микробиологические удобрения, что в комплексе позволяет осуществлять депонирование углерода.
В прошлом году был реализован соответствующий климатический проект, который показал, что 2,5 тысячи га, где применяются подобные технологии, способны «удержать» 41 тысячу тонн углерода. И что самое важное – данные углеродные единицы уже введены в оборот.
Если же в целом говорить о тех пяти тысячах га аграрного полигона, в рамках которых проводятся сейчас климатические исследования, то здесь выделяются две основных площадки. На одной из них такие исследования по «устойчивому» земледелию проводятся в интервале от 11 до 5 лет. Вторая площадка находится в ведении Самарского аграрного университета, где подобные технологии реализуются с этого года. Таким образом, ученые в состоянии, учитывая указанные промежутки, оценить процессы трансформации почв с учетом климатической повестки. То есть проследить в реальных условиях, каким путем осуществляется депонирование углерода в ходе применения таких технологий земледелия.
Интересно отметить, что для исследований здесь применяется самое современное оборудование, включая беспилотные летательные аппараты и сложнейшую оптику. Удивляться не приходится, учитывая, что Самарский Университет имени С. П. Королева по своему основному профилю занимается космической тематикой.
Как видим, климатическая повестка стала поводом для проведения жизненно важных исследований, связанных с продовольственной безопасностью. И в данном случае даже не имеет значения ваше личное отношение к проблеме глобального потепления, поскольку борьба с опустыниванием актуальна сама по себе, независимо от того, насколько серьезно вы принимаете климатическую угрозу. Остается надеяться, что упомянутые исследования не пройдут даром для сельскохозяйственной отрасли.
И напоследок необходимо обратить внимание на то, что наша Новосибирская область, несмотря на свой весомый интеллектуальный потенциал, пока еще в этом отношении не представила ничего весомого, хотя целый ряд исследований вполне укладывается в эту канву. Вопрос, конечно, нужно адресовать региональным властям, которые, похоже, пока еще не осознали всю серьезность данного направления.
Константин Шабанов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии