Головы на копьях

Мы не раз публиковали интервью с д.и.н., ведущим научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН Андреем Павловичем Бородовским, в которых он рассказывал про интересные открытия, сделанные нашими археологами. Сегодня поговорим о необычных копьях, изготовленных в эпоху Бронзового века.

– Расскажите, пожалуйста, как были сделаны эти находки и что в них особенного?

– Это парные копья, которые были найдены случайно на севере Омской области и сейчас хранятся там же, в историко-краеведческом музее «Редут Соляной Поворот» в с. Соляное Черлакского района. Такие копья, сами по себе, встречаются не часто, в данном же случае они обладали весьма необычным декором в виде парных антропоморфных объемных изображений (маскаронов) с гримасой на лице между пером и втулкой копья.

– Что современной науке известно о людях, которые изготовили эти копья и как они могли их использовать?

– Копья такого типа (вильчатые) были специфическим типом вооружения, характерным для сейминско-турбинских бронз. Этот транскультурный феномен охватил территорию от Пермского края до Северного Китая, где-то с XXI по XVII, или, даже XV века до н.э. Для него характерен высокий уровень обработки изделий из бронзы. Но в данном случае в дизайне находки мы видим следы влияния еще одной мощной культуры – окуневской, носители которой жили восточнее. Последние часто изображали на предметах неких двуликих солнцеголовых существ, наносили на свои лица раскраску или даже рубцевание.

Фактически эти копья являются одной из первых находок, где мы видим гибрид двух культурных традиций, подтверждающий наличие между их носителями достаточно серьезных контактов, взаимообмена технологиями и т.д. Видимо, они двигались навстречу друг другу и где-то в районе Омска между ними и произошла встреча, и речь идет не о единичных контактах, а именно о взаимодействии, достаточно длительном, чтобы оно нашло отражение в столь сложных артефактах. Это вообще характерно для представителей сейминско-турбинского транскультурного феномена: сталкиваясь с представителями других высокоразвитых культур, они охотно заимствовали у них то, что считали самым лучшим и интегрировали это в свои технологии. 

Древние изображения двуликого божества находят в Южной Сибири и Северном Китае и копья, найденные в Омской области, относятся к их числу – Насколько сложным с точки зрения технологии изделием для той эпохи является подобное копье с отлитой головой некоего божества?

– Это действительно очень высококачественое литье. Вообще, сейминско-турбинские мастера, которые кочевали от Урала до Северного Китая владели самой прогрессивной на тот момент технологией бронзолитейного дела. Об этом говорит, к примеру, тот факт, что для тиражирования своих высококлассных отливок они пользовались металлическими формами - кокилями. Это позволяло им производить достаточно сложные и качественные отливки, если не в промышленном объеме, то в достаточно больших сериях для уровня ремесленной мастерской. Причем, это снаряжение можно было без особых проблем перевозить с места на место, и мастер путешествовал по обширной территории в поисках новых заказов.

– Это все было во времена, предшествовавшие Троянской войне?

– Речь идет о временах, соответствующих, примерно, рубежу Древнего и Среднего царства Древнего Египта, то есть эпохе строительства пирамид. События «Илиады» произошли намного позже. И, кстати, интересный нюанс. У греков изображения двуликого бога Януса появляются тоже намного позже, есть свидетельства, что этот образ пришел к ним с востока (вообще, их мифология во многом сформировалась под влиянием контактов с хеттами, населявшими Малую Азию). Но еще более древние изображения двуликого божества находят в Южной Сибири и Северном Китае и копья, найденные в Омской области, относятся к их числу.

– Подобное украшение копий вообще было распространенным в древние времена?

– Эти парные копья являются достаточно уникальной находкой. Более того, есть интрига – чем они являлись на самом деле, это копья или кинжалы типа ассегая, которыми в более поздние времена пользовались зулусы. Далее, если посмотреть на то, как расположены головы на копьях, то возникает ощущение, что они ими проткнуты, насажены на них. С другой стороны, мы знаем, что копье в ритуалах многих народов и культур играло огромную роль. И в данном случае мы тоже, очевидно, имеем дело не с утилитарными, а с ритуальными предметами, неважно – копьями или кинжалами, которые связаны с каким-то культом или обрядом.

Кроме того, для сейминско-турбинской культуры известны т.н. «копья с ушками», которые выполняли роль штандартов, через ушки которых цеплялись некие ленты или другие украшения. С их помощью, возможно, подавались какие-то сигналы или обозначался статус их носителя. Варианты интерпретации могут быть самые широкие. И в случае с нашими копьями, на них тоже есть такие ушки, что также говорит в пользу их культового, а не утилитарного назначения.

– Помимо копий, есть еще какие-то интересные артефакты, связанные с этой культурой?

– Такие находки есть, они, с одной стороны, довольно редкие, но с другой – очень интересные для ученых. Это целая серия артефактов с антропоморфной пластикой. В Галичском кладе, на европейской территории (а предметы, относящиеся к сейминско-турбинской находили вплоть до территории современной Молдавии) находили отлитое лицо, очень похожее на те, что представлены на копьях. Под Омском, в 70-х годах прошлого века известный археолог Владимир Иванович Матющенко нашел фигурку т.н. «конного лыжника», крепившуюся на рукояти кинжала. Так что, повторю – традиция высококачественной антропоморфной пластики характерна для этой культуры, но, в силу того, что находки, как я сказал, весьма редкие, изучена еще недостаточно хорошо.

Сергей Исаев