Год столетия Беляева

Одним из главных событий прошлого года стало столетие со дня рождения академика Дмитрия Константиновича Беляева – ученого с мировым именем, много лет возглавлявшего Институт цитологии и генетики СО РАН.

К этой дате было приурочено сразу несколько мероприятий. И прежде всего, открытие памятника Ученому и его доброй лисе. Такой образ для увековечивания памяти академика был выбран не случайно. С именем Беляева связаны возрождение генетики в нашей стране, организация и становление СО АН СССР и Института цитологии и генетики в его составе, налаживание связи с мировым генетическим сообществом и признание отечественной классической генетики. Но более всего академик известен своим экспериментом по выведению одомашненных лис. В результате удалось создать уникальную, известную во всем мире, популяцию дружелюбных по отношению к человеку серебристо-черных лисиц, поведение которых формируется на генетической основе и стабильно сохраняется в поколениях.

Автором проекта выступил создатель другой популярной достопримечательности Академгородка  – скульптуры «Мышь, вяжущая ДНК» – художник Андрей Харкевич. Сам памятник делал известный красноярский скульптор Константин Зинич. Сбор средств на создание памятника осуществлялся добровольным народно-общественным финансированием. А открылся он 7 августа 2017 года, в первый день проведения Международной конференции «Беляевские чтения», так же посвященной 100-летию академика АН СССР Д.К. Беляева.

Эта конференция стала еще одним важным событием в жизни Института цитологии и генетики. В своем вступительном слове академик Николай Колчанов отметил:

– Главная заслуга Дмитрия Беляева перед сегодняшними российскими биологами в том, что в самые тяжелые для нашей генетики времена он продолжил работу в этой области знаний, творчески применив наработки отечественной школы генетиков.

Благодаря трудам таких выдающихся отечественных биологов, как Вавилов, Шмальгаузен и Беляев, был сформирован целый комплекс согласующихся между собой фундаментальных эволюционных представлений, закладывающих основы новой эволюционной концепции, которую можно назвать «системной теорией эволюции».

Если синтетическая теория эволюции описывала генетические процессы на уровне популяции, то в настоящее время – особенно в связи с развитием геномных технологий и комплексных методов изучения живых систем – наиболее актуальным является понимание того, ЧТО происходит на уровне отдельного организма. В свое время Иван Шмальгаузен заложил основы теории стабилизирующего отбора, а Дмитрий Беляев – теорию дестабилизирующего отбора. Эта теория показывает, как при изменении среды (в конкретном случае речь шла о взаимодействии с человеком) происходит «вскрытие» замаскированной ранее генетической изменчивости, что является основой для формирования новых фенотипов.

Работа в данном направлении остается актуальной и по сей день, что доказано большим количеством докладов ученых со всего мира, прозвучавших на конференции. А еще на ней был поднят вопрос о том, что в ИЦиГ сильно не хватает регулярной конференции по генетике животных. Есть замечательная международная конференция по биоинформатике и смежным с ней темам – BGRS, – которая этим летом отметит свое 20-летие. Есть международная конференция «Генетика, геномика, биоинформатика и биотехнология растений», которая прошла уже трижды и также пользуется интересом со стороны научного сообщества. А по генетике животных и человека аналогичных мероприятий у ИЦиГ в настоящее время нет.

Поэтому прозвучало предложение сделать такую регулярную международную конференцию, которая будет проходить по нечетным годам. Будет она носить имя Беляева или нет – вопрос открытый. Но решение о ее проведении уже принято, как и то, что раз в десять лет в ее рамках будут проходить «Беляевские чтения».

Юбилей академика вызвал новый всплеск интереса к его знаменитому эксперименту с лисами далеко за пределами Академгородка.

Весной прошлого года издательство Университета Чикаго (University of Chicago Press) даже выпустило книгу Ли Дугаткина и Людмилы Трут на эту тему. Ли Дугаткин (Lee Alan Dugatkin) – известный американский исследователь и писатель, автор целого ряда научно-популярных книг, таких как «Эмоциональная жизнь животных», «Уравнение альтруизма» и другие. Доктор биологических наук, профессор Людмила Трут – главный научный сотрудник лаборатории эволюционной генетики ИЦиГ СО РАН, одна из главных соратниц Дмитрия Беляева в его экспериментах с лисицами.

Про доместицированных лис написано огромное количество статей, как в научных журналах, так и в обычных СМИ. Но «How to tame a fox and build the dog» («Как приручить лису и построить собаку») стала первой книгой (а не статьей), полностью посвященной событиям, происходившим на звероферме Института цитологии и генетики. На ее страницах подробно рассказывается о самом эксперименте, его последствиях и о людях, десятки лет жизни посвятивших этой увлекательной и в то же время грандиозной научной задаче.

Популярности книге добавило то, что она является научно-популярной (адресованной широкому кругу читателей) и написана очень живым литературным языком. В результате, только в течение первого года после выпуска, было напечатано несколько дополнительных тиражей. А недавно она привлекла внимание и Американской ассоциации содействия развитию науки (The American Association for the Advancement of Science).

Ассоциация является крупнейшим в мире научным сообществом и издателем известного научного журнала Science, который выходит еженедельным тиражом более ста тысяч экземпляров. Но главная ее цель, согласно уставу этой международной некоммерческой организации, «продвигать науку, инженерию и инновации во всем мире на благо всех людей». С этой целью AAAS, в частности, ежегодно присуждает ряд наград ученым, исследователям и инноваторам. В том числе, приз за лучшие научно-популярные книги года – своего рода аналог премии «Оскар» в сфере «научпопа».

В 2018 году в номинации «лучшая научная книга для молодежи» («Young Adult Science Books») победу одержала совместная работа Людмилы Трут и Ли Дугаткина.

– Впервые я рассказала мировой общественности об эксперименте с лисами на страницах журнала «American Scientist», – вспоминает Людмила Николаевна. – Отклик был очень активным: я получила множество писем, не только от ученых, но и от людей разных профессий, студентов. Такая реакция читателей вдохновляла меня и вселяла уверенность, в том числе и тогда, когда мы с Ли Дугаткиным взялись за написание этой книги. И я бесконечно благодарна за это всем нашим читателям.

Очевидно, что книгу об эксперименте Беляева ждет еще не одно переиздание. И хочется верить, что уже в ближайшее время к англоязычному варианту добавится и перевод на русский язык. Чтобы о работе ученого смогли больше узнать и в его родной стране.

Наталья Тимакова