Глобальное потепление – это надолго!

Наверное, любой из нас, кому уже за сорок, мог на своем опыте почувствовать, что за последние два-три десятилетия с нашим сибирским климатом происходит «что-то не так». Старожилы еще помнят не столь уж отдаленные времена, когда почти каждую зиму устанавливались трескучие морозы ниже сорока градусов. И было это в порядке вещей – нормальная такая ядреная сибирская зима. К ней никогда не готовились как к катастрофе. Даже ребятишки могли гонять на лыжах и на санках в сильный мороз, не боясь чего-то там застудить. Ведь как говорит наша местная поговорка: сибиряк – это не тот, кто хорошо переносит холод, а тот, кто тепло одевается. И одевались мы как надо: валенки, унты, вязаные рукавицы, полушубки, меховые шапки.  Вполне привычный сибирский набор.

А что теперь? Теперь по большей части у нас одеваются по-европейски. Некоторые модники даже не запасаются на зиму теплой обувью на меху, из-за чего неожиданная (да-да, теперь уже «неожиданная») суровая зима застает их врасплох. Особо умиляют нынешние телеведущие, называющие нормальные сибирские морозы (которые все же случаются время от времени) «аномальными холодами». И мало кого такой термин смущает. Похоже, от типично сибирских зим мы действительно отвыкли.

Наверное, первый заметный повод к такому «расслаблению» дали несколько подозрительно теплых зим в первой половине 1980-х. Особенно сильно природа огорчила тогда подростков, привыкших кататься на коньках уже в осенние, ноябрьские каникулы. Лед к тому времени устанавливался прочный. А тут неожиданно хляби стали затягиваться до середины ноября. Ну а дальше в природе вообще началась полная сумятица, продолжающаяся по сей день. И зимы какие-то «неправильные», и лето – не пойми что. Погода иной раз меняется на глазах. До обеда – жара, после обеда – холодища. Все чаще стали дуть бешеные ветры, и ливни как в тропиках, и град с куриное яйцо. Что за напасти такие? И когда же оно все угомонится?

С этими вопросами я и обратился к специалистам. Дело в том, что в Институте геологии и минералогии СО РАН проблемой климатических изменений занимаются профессионально. Над этим работают специалисты лаборатории геологии кайнозоя, палеоклиматологии и минералогических индикаторов климата. Они изучают закономерности функционирования различных природных систем (рельефа, гидросети, почв, озерных бассейнов, биоты) при различных климатических режимах геологического прошлого, становлением современной природной среды. Здесь накоплен уже серьезный фактический материал, издано несколько увесистых монографий, известных в том числе и за рубежом. Как выяснилось в ходе разговора с заведующим лабораторией, доктором геолого-минералогических наук Владимиром Зыкиным, мы имеем дело с долгосрочной и главное – с закономерной тенденцией изменения климата планеты в сторону потепления.

 Теплый климат, – разъясняет Владимир Зыкин, –  связан с тем, что мы сейчас живем в период межледниковья. У нас четвертичный период представляет такие вот периодические чередования ледниковых и межледниковых периодов, которые имеют определенную продолжительность. Данная периодичность подчиняется изменениям орбитальных параметров Земли. И эти колебания достаточно резкие. Межледниковые периоды были достаточно продолжительными, уровень Океана был выше современного на 6-7 м, на юге Сибири в это время реки не покрывались льдом, было несколько влажнее». В ледниковые периоды большая часть суши покрывалась ледниками, уровень Океана был на 120 м ниже современного, огромная территория Сибири превращалась в холодную пустыню с низкими температурами, сухостью и сильными ветрами. В это время формировались крупные дефляционные котловины и эоловые осадки.

Какова же продолжительность этих периодов? По словам Владимира Зыкина, последнее оледенение завершилось приблизительно 11 тыс. лет назад. После чего начался период потепления, который еще будет продолжаться не одно тысячелетие. «Это длительный межледниковый период», – уточняет Владимир Зыкин. Продолжительность таких теплых эпох установлена по расчетам периодических изменений орбиты, по которой Земля вращается вокруг Солнца. Доказательств по записям климата в геологическом прошлом, подтверждающих эти расчеты, еще очень мало. Одна из них установлена у нас в Сибири в лессово-почвенной последовательности. По мощности ископаемых почв, которые формировались только в теплые периоды, можно судить и о продолжительности теплых эпох. «Когда мы составили полную последовательность образования этой последовательности, – продолжает ученый, – мы также установили продолжительность эпох почвообразования.  Теплая эпоха, соответствующая современным орбитальным параметрам была около 400 тыс. лет назад. Ей соответствует почва, чья мощность превосходит современную более чем в 3 раза. Оказалось, что время ее формирования длилось более 30 тысяч лет. Иными словами, вот это самое последнее межледниковье, начавшееся 11 тысяч лет назад, будет еще продолжаться длительное время. Но температурный пик межледниковья еще не пройден».

Необходимо иметь в виду, специально обращает внимание Владимир Зыкин, что данный процесс нельзя рассматривать в строгой линейной последовательности. На формирование климата влияет целый ряд факторов, а потому на большой цикл накладываются несколько малых циклов, с менее выраженной амплитудой. То есть вполне возможны некоторые колебания, временные «отскоки» к предыдущим значениям.

В принципе, в самих «отскоках» ничего необычного нет. Например, в этом году площадь полярных льдов оказалась неожиданно больше, чем год назад, но значительно меньше, чем до 2007 года. Некоторые российские и зарубежные ученые начали делать поспешные выводы, будто теперь нас ждет глобальное похолодание. Но это совсем не означает, что процесс глобального потепления остановился и все пошло вспять. 2012 год, по данным Всемирной метеорологической организации, занял девятое место в списке самых жарких, начиная с 1860 года. На самом же деле, замечает Владимир Зыкин, общая тенденция все равно направлена в сторону потепления. Ведь, как мы знаем, и весной бывают неожиданные похолодания и заморозки. И даже в мае может выпасть снег. Но это совсем не значит, что впереди будет зима. Нет, впереди будет лето.

То же самое происходит и с наступающим потеплением климата. Образно говоря, сейчас мы переживаем своего рода глобальную весну, когда климат перестраивается, что чревато всеми теми неурядицами, о которых мы сказали выше. И если вдруг в жарких странах неожиданно выпал снег, то это произошло не из-за того, что на планете стало холоднее, а из-за усиления динамики атмосферных явлений. В итоге получается так, что в одном месте планеты вдруг стало аномально холодно, а в другом, наоборот – установилась невыносимая жара, какой еще там никогда не было. Именно так все и происходит. Но,  несмотря на всю чехарду с погодой, общая тенденция ни к какому новому оледенению не ведет.

Вообще, отмечает Владимир Зыкин, нельзя путать погоду с климатом. Погода зависит от атмосферных явлений, а климат связан с несколькими фундаментальными факторами, включая упоминавшиеся орбитальные параметры планеты, а также солнечную активность. Допустим, если лето выдалось прохладным и дождливым (причем, в пределах зафиксированных ранее наблюдений), то это относится к погоде. Если в сентябре неожиданно выпал снег, то это тоже погода, как и оттепель в январе. А вот если началось активное длительное таяние вечной мерзлоты, то здесь уже ставится вопрос о климате. Если на континенте изменяется направление ветров, усиливается их сила, если увеличивается испаряемость, если меняется сам характер атмосферных явлений, то здесь уже уместно говорить о климатических изменениях. И уж тем более мы имеем дело с изменением климата, когда начинают происходить изменения флоры и фауны. Вот сейчас, например, по полям Западной Сибири шествует колорадский жук, традиционный житель более теплого климата. Его появление у нас как раз является результатом глобального потепления.

В общем, сибирякам необходимо готовиться к тому, что сильные ветры, ливни и сокрушительный град может быть в порядке вещей (как и колорадский жук, к сожалению). До глобального лета, когда всё, наверное, перестроится и успокоится, еще по-видимому далеко. Но и вселенскими ужасами пугаться не стоит. Нередко раздаются тревожные прогнозы, будто глобальное потепление вызовет у нас страшную засуху. Учение Института геологии и минералогии с этим не согласны. Потепление, считает Владимир Зыкин, будет, наоборот, сопровождаться увеличением влажности, то есть частота засух будет уменьшаться. Такой вывод следует из полученных данных о прошлых теплых эпохах. Во всяком случае, для Сибири глобальное потепление – несомненное благо.

Олег Носков

Фото - http://facepla.net/index.php/content-info/231-what-is-global-warming