Глобальное ожирение

Мы живем в поистине парадоксальную эпоху. В то время как политики и специалисты по сельскому хозяйству говорят об угрозе дефицита продовольствия и о глобальном голоде, ученые-диетологи бьют тревогу по прямо-противоположному поводу – по поводу растущего ожирения, соизмеримого с пандемией по своим последствиям.

На эту проблему не так давно обратил внимание журнал The Economist. Автор статьи не скрывает своей тревоги. По его мнению, ожирение является страшной проблемой глобального масштаба, от которой страдает огромное количество обычных людей по всему земному шару. По данным неправительственной организации World Obesity Federation («Всемирная федерация ожирения»), более миллиарда человек в возрасте от пяти лет (то есть примерно 14% от всех людей указанной возрастной группы) страдают от ожирения. Еще 1,6 миллиардов детей старше пяти лет (24% от общего количества) имеют избыточный вес. Та же организация прогнозирует, что к 2035 году уже четыре миллиарда человек (примерно половина людей старше пяти лет) будут иметь ожирение или избыточный вес.

Согласно последнему отчету World Obesity Federation, ежегодные затраты на последствия растущего человеческого «аппетита» в 2035 году достигнут 4-х триллионов долларов, что соответствует почти трем процентам мирового ВВП. Сюда входят как расходы на здравоохранение, так и потери рабочего времени из-за болезней и преждевременной смерти. По затратам это эквивалентно ежегодной пандемии COVID-19!

Как подчеркивается в исследовании, с определенных пор ожирение перестало быть проблемой только стран первого мира. Теперь она еще более высокими темпами усугубляется в бедных странах и в странах со средними доходами населения!  К 2035 году, по прогнозу WOF, от ожирения будут страдать 47% мексиканцев, 46% иранцев, столько же – южноафриканцев и 42% малазийцев. По мнению авторов исследования, быстро растущие в этих странах расходы на здравоохранение станут тормозом для экономического развития.

Интересно, что в позапрошлом году было опубликовано исследование той же проблемы для африканских стран. Как ни парадоксально, но Африка сталкивается не только с голодом, но также и с растущим ожирением. Причем, ожирение связано с… недоеданием. Избыточный вес становится проблемой людей со средними доходами. Многие из них, имея небольшой достаток, переселяются в города, где они быстро пристращаются к нездоровой еде.  Например, в Южной Африке среди людей со средним уровнем дохода от ожирения страдает 40% женщин и 15% мужчин. В том же направлении движутся теперь и остальные регионы Черного континента, за исключением, разве что, таких беднейших стран, как Чад и Мали. В то время как в Замбии, например, избыточный вес имеют 35% женщин и 20% мужчин. Показательно и то, что теперь в Африке всё больше толстеют дети.

Какое влияние на проблему оказывает так называемая нездоровая еда? Эксперты отмечают, что бедные африканские матери часто кормят детей газированными напитками и сладкими соками вместе с грудным молоком. Они же частенько перекусывают картофельными чипсами и печеньем. О вреде такой еды, отмечают эксперты, многие люди просто не осведомлены. По мнению местных диетологов, нездоровая пища увлекает людей, поскольку для них это ново и удобно.  Сегодня нездоровая еда вызывает массовую «эпидемию» ожирения в африканских городах, где бедняки вынуждены искать себе работу. Многие из них стекаются к уличным прилавкам, где торгуют дешевыми чипсами, сладостями и предварительно приготовленным просо и сорго. Такая дешевая и вредная пища окружает простых горожан повсюду.

Не удивительно, что в 2014 году – по данным ВОЗ – 7% жителей Африки страдали диабетом. Этот показатель вдвое превышает показатели 1980 года. Также выросла распространенность высокого кровяного давления. Распространенность хронических заболеваний, в свою очередь, делает людей менее продуктивными, что опять же сказывается на экономике африканских стран.

Кроме этого, есть еще один фактор морально-психологического порядка, способствующий распространение ожирения на Черном континенте. В африканских странах быть толстым - почетно, поскольку избыточный вес издавна считался наглядным признаком материального благополучия. Поэтому люди, страдающие от ожирения, нисколько этого не стыдятся. Скорее, наоборот.

В общем, пример Африки убедительно показывает, что проблема ожирения является глобальной. Какой же выход? Принято считать, что путь к исправлению ситуации связан с пропагандой подвижного образа жизни и правильной диеты. Однако, как утверждают представители упомянутой выше World Obesity Federation, политика «морального исправления» толстяков вряд ли сработает в глобальном масштабе. Как отмечают специалисты, изучавшие проблему в Массачусетской больнице и Гарвардской медицинской школе, физические упражнения и диеты дают результат только для 10-20% людей. У остальной части не наблюдалось никакого быстрого снижения веса. Считается, что у человека, решившего сесть на диету ради похудения, тело как будто «вспоминает» свое прежнее состояние и стремится к нему вернуться. Метаболизм со временем только замедляется, и в итоге диету становится невозможно поддерживать.

Разумеется, нездоровая еда и малоподвижный образ жизни во многом формируют ту среду, в которой происходит массовое распространение ожирения. В то же время ученые обращают внимание и на другие факторы, такие как депрессия и иные психологические расстройства. В немалой степени этому способствуют лекарства, применяемые для речения психологических расстройств. Так, в США 20% проблем с ожирением связаны с регулярным приемом антидепрессантов и лекарств от бессонницы.

И вот здесь, прямо в духе времени, появляются «чудодейственные» средства, которые преподносятся как ответ на проблему. Речь идет о широко рекламируемых препаратах для похудения. Обычно ими пользуются мировые знаменитости, однако, по мнению автора недавней статьи в журнале  The Economist, настал черед предложить их широким слоям населения, где есть проблемы с избыточным весом. Рынок подобных лекарств к 2031 году может достигнуть 150 миллиардов долларов, что приближается к нынешнему рынку лекарств от рака (продажи таких лекарств в 2021 году составили 185 миллиардов долларов). Один из таких препаратов датская фармацевтическая компания Novo Nordisk только в одной Америке продает в год на 3-4 миллиарда долларов. В ближайшие месяцы компания намерена запустить этот препарат еще в нескольких странах. Показательно, что цена ее акций за последние два года удвоилась. И это – не единственный производитель.

Курс лечения подобными препаратами поражает воображение – от 900 до 1300 долларов в месяц. Тем не менее, спрос на них весьма велик. Настолько велик, что даже создает дефицит для диабетиков. И уже сейчас фармацевтические компании подумывают над тем, чтобы заняться увеличением своих производственных мощностей.

Сторонники такой терапии полагают, что правительства должны оказывать материальную поддержку тем людям, которые реально страдают от ожирения (по аналогии с диабетиками и прочими). То есть массовое применение таблеток для похудения должно происходить за счет бюджетной поддержки, а это возможно только в том случае, если ожирение будет рассматриваться как физическая болезнь, а не как следствие слабости воли. То есть проблему пытаются вывести из морального контекста и перевести в контекст сугубо медицинский.

Получается, что людей подсаживают на новую разновидность дорогостоящего «наркотика». Однако массовое распространение препаратов для похудения оправдывается тем, что снижение избыточного веса (хотя бы у пяти процентов людей на планете) в итоге даст ощутимую экономию в той же системе здравоохранения, поскольку снижение лишнего веса улучшает здоровье и самочувствие, давая к тому же дополнительный экономический эффект благодаря повышенной продуктивности на работе. Кроме того, здесь необходимо учитывать, что традиционный способ борьбы с ожирением с помощью диет также влетает в копеечку. Так, в прошлом году потребители по всему миру затратили 250 миллиардов долларов на борьбу с лишним весом, хотя в глобальном масштабе тенденция к ожирению ничуть не снизилась.

Будут ли оправданы ожидания оптимистов, предлагающих подсадить толстяков на таблетки по всему миру, пока сказать нельзя. Хотя мы не исключаем, что в расчёте на солидные барыши компании сделают всё возможное, чтобы запустить этот процесс во многих странах, включая и Россию. Говоря о продуктивности такого шага, думаю, стоит оценить практические результаты, которые принесло распространение препаратов от рака. И здесь же стоит обратить внимание на еще один аспект проблемы: в интересах ли производителей сокращать свою целевую аудиторию, то есть, больных? И тогда нам в целом будут понятны перспективы.

Константин Шабанов