Не у всех и не всегда

В 2024 году Российский научный фонд отмечает свое десятилетие. РНФ достаточно давно занимается поддержкой развития отечественной науки – выделяет перспективные и амбициозные научные проекты, эффективных и результативных ученых, способных сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, воспитать молодое поколение российских ученых, выполняющих исследования на самом высоком мировом уровне.

Отражением этой работы стала всероссийская акция «10 лет с РНФ», в которой приняли участие сотни исследователей по всей стране, работающие пи поддержке Фонда. С 23 по 27 сентября они выступили с очными лекциями, в которых рассказали о своих научных проектах.

В Институте цитологии и генетики СО РАН с лекцией «FGF21 — гормон, нормализующий углеводно-жировой обмен при ожирении, но не у всех и не всегда» выступила профессор, д.б.н., главный научный сотрудник ИЦиГ СО РАН Надежда Михайловна Бажан. Подробнее об этом исследовании читайте в интервью нашему сайту.

– Проект, про результаты которого я рассказала в лекции, был посвящен особенностям нормализации углеводно-жирового обмена у людей, страдающих ожирением с помощью т.н. фактора роста фибробластов 21 (FGF21). Все наши исследования проходили на животных, но я думаю, что в перспективе такие же исследования должны пройти на людях.

– Почему для изучения был выбран именно этот гормон?

– Это достаточно необычный гормон, поскольку он относится к группе фибробластов, т.е. гормонов, управляющих ростом тканей в организме. А конкретно этот гормон, как показали наши коллеги из США несколько лет назад, дает очень хорошие результаты по нормализации углеводно-жирового обмена и коррекции веса, а это две основные компоненты ожирения.

Однако, эти результаты были сначала получены на самцах грызунов, поскольку по протоколу доклинические испытания проводят именно на самцах. А потом – на мужчинах-добровольцах. Для коммерческих компаний этого оказалось достаточным, чтобы приступить к производству лекарственных препаратов на основе FGF21.

Поскольку наша лаборатория давно занимается изучением механизмов ожирения, мы не могли не обратить внимания на этот гормон. Но у нас сразу возник вопрос – насколько универсально его действие. Потому что известно, что обмен веществ, распределение жира, скорость развития ожирения у самцов и самок сильно отличаются. И мы стали сравнивать действие гормона на самцов и самок мышей, причем при разных диетах, что тоже играет свою роль в развитии ожирения.

– Под диетами в данном случае понимается режим питания?

– Да. Это может быть диета, в которой повышена только доля жира, диета, с высоким содержанием как жира, так и углеводов. Наконец, ожирение может быть вызвано генетической предрасположенностью. И вопрос, насколько этот гормон эффективен в лечении ожирения, которое развивалось разными путями – тоже не исследовался. Потому что на стандартных доклинических испытаниях обычно используют только диету с высоким содержанием жиров, так как это проще всего.

– И что показали Ваши исследования?

– Мы показали, что FGF21 обладает весьма разной эффективностью, в зависимости от пола и типа диеты. Лучше всего он показывает себя в том случае, если диета состоит только из жиров, но для человеческой популяции – это нехарактерный режим питания.

А если мы проверяем его на свойственной людям диете с повышенной долей и жиров, и углеводов, т.н. «диете кафетерия», нормализующее, благоприятное действие этого гормона проявилось только у самцов. У них снижается вес и нормализуется углеводно-жировой обмен. А у самок он только снижает вес тела, а обмен не нормализует, и значит патологические последствия ожирения, полностью не устраняются. А если мы имеем дело, с ожирением, которое вызвано мутацией в гене Agouti yellow, которое развивается при потреблении нормальной пищи, здесь FGF21 не оказывает на самок никакого влияния, а у самцов снижает массу, но не нормализует углеводно-жировой обмен.

Таким образом, перед тем, как вводить в клиническую практику препараты на основе FGF21, надо понять, насколько эти особенности его действия, которые мы выявили у грызунов, свойственны и людям. И наши результаты снова показывают, что необходим индивидуальный подход к лечению ожирения, учитывающий пол, возраст пациента, особенности его рациона, генетику и многие другие факторы. И даже самые перспективные современные препараты оказываются совсем не универсальным средством.

– Ваша работа по изучению особенностей действия FGF21 при разных вариантах развития ожирения закончена?

– Нет. Сейчас мы хотим посмотреть, как на его эффективность влияет возраст, в котором начинает развиваться ожирение. Потому что возраст полового созревания, взрослый и зрелый возраста очень различаются по интенсивности метаболизма и это тоже с высокой долей вероятности может влиять на эффективность применения FGF21.

Георгий Батухтин