Несмотря на скептическое отношение к индивидуальному строительству со стороны крупных застройщиков, его доля в общих объемах удивляет своей стабильностью и даже непрерывным ростом. Так, в Новосибирской области на долю индивидуального строительства приходится примерно четверть сданного в эксплуатацию жилья. Например, в минувшем 2014 году было построено 449 тыс. кв. метров, что соответствует сумме в 13,5 млрд. рублей, вложенных населением в строительство. Налоговые отчисления с этой суммы составляют примерно 4% от доходной части бюджета НСО.
Цифры, отметим, немалые. И это – несмотря на то, что в Новосибирской области условия для развития малоэтажки далеко не идеальные, в сравнении с некоторыми регионами страны. К примеру, в Белгородской области доля индивидуального жилья доходит уже до 80 процентов. Нам, конечно, до таких показателей еще далеко, но, в принципе, указанные факты свидетельствует о том, что в НСО существует огромный потенциал развития данного направления. И надо сказать, что за тридцатилетний отрезок времени мы наблюдаем здесь заметный рост, поскольку еще в конце 1980-х доля возводимого индивидуального жилья была ничтожной (не более 10%) в сравнении с объемами капитального строительства. Поэтому нынешние 25 – 26% - безусловный прогресс. Как заметил по этому поводу руководитель проекта «Экодом» Игорь Огородников, даже в условиях кризиса индивидуальное строительство показывает положительную динамику. Кроме того, учтем еще и то обстоятельство, что взявшись за строительство собственного дома, человек начинает постоянно вкладывать в него деньги, порой экономя на других вещах. Обустройство на собственном участке очень сильно «затягивает» человека. И если создать очень хорошие условия для развития малоэтажки, объемы индивидуального строительства могут вырасти в разы.
К сожалению, изменение подходов к индивидуальному строительству происходит очень медленно. А с чисто технологической точки зрения серьезных подвижек не наблюдается до сих пор. Многие из нас всё еще строят свои дома «как умеют», не считаясь с многочисленными и очень важными нюансами, из-за чего построенное жилье оказывается далеким от совершенства.
Характерно, что государство не настаивает на особом контроле качества и не выдает никаких строгих регламентов. Отсюда складывается впечатление, будто любой из нас волен делать так, как сможет или как захочет.
Специалистов, естественно, такой легковесный подход к столь важному делу не впечатляет. Ведь таких же подходов придерживаются и многие подрядные организации, специализирующиеся на малоэтажке. В результате мы имеем сотни тысяч квадратных метров морально устаревшего жилья, несмотря на использование современного импортного оборудования и материалов.
Печальным обстоятельством до сих пор остается тот факт, что в российских регионах нет официально утвержденных и рекомендованных типовых проектов индивидуальных домов – со всеми необходимыми расчетами и рабочей документацией. Для Сибири, как мы понимаем, это особенно важно ввиду суровых климатических условий. Здесь ошибки и недочеты выходят боком.
Понятно, что в наши дни «на коленке» такой проект не сделаешь. Особенно если учесть новые требования по энергоэффективности. Чтобы создать проект подлинно современного дома, необходимо предварительно провести соответствующие исследования, испытав конструкцию и оборудование жилища в натурных условиях. Заметим, что ни производители материалов (включая производителей утеплителей), ни производители инженерного оборудования, ни строительные компании (применяющие новые технологии) такими делами не занимаются. Для этого должны существовать финансируемые государством специализированные исследовательские центры, где работают специалисты соответствующего профиля, включая ученых. Именно они должны выдавать необходимые регламенты, на основе которых осуществляется дальнейшее проектирование домов. Для осуществления исследований нужно построить опытный образец жилища – дом-лабораторию.
По сути, дом-лаборатория выполняет несколько функций. Его используют для натурных испытаний конструктивных и инженерных решений основных узлов, стеновых ограждений. С его помощью определяют характеристики применяемых материалов и оборудования - для оптимизации их в конкретных природно-климатических условиях. Например, в условиях Сибири. Также с помощью дома-лаборатории осуществляется разработка предложений для местных производителей материалов и оборудования. Кроме того, дом-лаборатория используется для обучения будущих строителей и технологов, и даже для проведения научных исследований прикладного значения.
Удивительно, что в Новосибирске, прославившемся своим всемирно известным научным центром в Академгородке, до сих пор нет такого дома-лаборатории. Вроде бы, в городе и на его окраинах вполне можно было бы найти подходящую для этих целей площадку, и даже (при желании) найти необходимый финансовый ресурс.
По расчетам специалистов компании «Экодом», общие затраты на создание дома-лаборатории составят примерно 6 миллионов рублей (куда входит строительство самого объекта, стоимость измерительного оборудования и стоимость проектных работ). Отдельно – земля и коммуникации.
Казалось бы, не ахти какие деньги. Тем не менее, вопрос всё еще подвисает в воздухе, поскольку натурные испытания материалов и оборудования, как выясняется, пока еще не входит в число важных государственных задач. Иначе говоря, государство вполне допускает означенный выше подход к малоэтажке: «строим, как умеем». Ничего подобного, между прочим, не наблюдается в развитых странах, где на долю малоэтажного жилья приходится более половины построенных площадей. Образцом здесь является Канада, где 90% жилья составляют энергоэффективные быстро возводимые деревянно-каркасные дома, «начиненные» современным инженерным оборудованием. Неудивительно, что в этой стране существуют специализированные центры строительных технологий, оснащенные не хуже какого-нибудь авиакосмического института.
По-хорошему, и в нашей стране не мешало бы создавать подобные центры, размещая там не только дома-лаборатории, но и демонстрационные дома (для чисто маркетинговых и просветительских целей), а также строительные мини-комплексы для отработки новых технологий строительства и производства материалов. Такой центр мог бы решать сразу несколько задач. Например, осуществлять технические консультаций по вопросам современного домостроения для индивидуальных застройщиков, жилищно-строительных кооперативов и даже частных девелоперов и местных руководителей, курирующих вопросы строительства; проводить экспертную оценку существующих проектов; заниматься разработкой типовых проектов экономичного и энергоэффективного малоэтажного жилья для массовой застройки. Соответственно, осуществлять натурные испытания новых энергоэффективных строительных материалов и технологий с отработкой типовых узлов, заниматься тестированием энергосберегающего и отопительного оборудования для малоэтажных домов (с выработкой технических рекомендаций для потенциальных заказчиков). Параллельно центр мог бы осуществлять научно-консультативную и техническую поддержку образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов в области строительства.
Сегодня в департаменте промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска рассматривается вопрос о создании Центра технологий для городского хозяйства, который мог бы решать (в том числе) и перечисленные выше задачи. Решение, как всегда, упирается в финансирование. Муниципалитет (даже такой крупный, как Новосибирск) не располагает дополнительными средствами, которые можно было бы направить на исследовательские цели. Мало того, по закону муниципалитетам вообще запрещено осуществлять финансирование работ федеральных организаций. Это – прерогатива государства. Поэтому остается ждать, когда данная тема всерьез заинтересует представителей регионального руководства.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии