Союз физиков и биологов

Тема сибирского экодома, которой не одно десятилетие занимались наши новосибирские ученые, выходит на новый организационный уровень. Как сказал по этому поводу один из инициаторов данного направления - сотрудник Института теплофизики СО РАН и руководитель проекта «Экодом» Игорь Огородников, к настоящему времени уже накоплено достаточно знаний и опыта, что позволяет переходить на более высокую ступень и ставить вопрос гораздо шире, обращаясь к поиску решений градостроительных задач.

Напомним, что Игорь Огородников в течение нескольких последних лет проводил на острове Ольхон исследовательскую работу в рамках федеральной программы по защите Байкала от органических стоков (о чем мы неоднократно писали). Именно там пригодились те идеи и наработки, которыми располагал наш ученый, реализуя со своими коллегами-единомышленниками (по их собственной инициативе) проект экодома. Работа на Ольхоне помогла значительно продвинуться вперед в плане апробации принципиально важных технологий, позволяющих организовать жизнь в доме и даже в целом поселении таким образом, чтобы оставлять положительный экологический след. При этом – без малейшего ущерба для самого качества жизни.

Теперь, замечает ученый, настало время объединить разрозненные наработки, которыми занимаются разные специалисты, в единую систему и поставить вопрос об организации современных поселений, где основным составным элементом будет экодом.  То есть речь идет об организации экогорода, который должны стать прообразом поселений будущего, соответствующих Шестому технологическому укладу. По большому счету, замечает Игорь Огородников, в организации экодома и в организации экогорода лежат одни и те же базовые принципы. Но переход от дома к поселению требует научного осмысления, так как здесь появляются свои специфические задачи организационного плана.

Именно с этой целью на осень задумана организация научной междисциплинарной конференции, где должны встретиться как чистые теоретики, так и опытные практики. Официальным инициатором мероприятия выступит Институт теплофизики СО РАН, хотя уже сейчас рассматриваются соорганизаторы из числа других институтов Академгородка. Подчеркиваем, что конференция будет иметь междисциплинарный характер, и этот момент необходимо выделить особо ввиду его важности.

Мы уже обращали внимание на то, что до сих пор многие ученые по инерции «варятся в собственном соку». Возможно, это есть некое наследие прошлого, когда вся инициатива находилась в руках государства, которое само «озадачивало» ученых в соответствии со своими стратегическими планами. Очень часто – в условиях повышенной секретности конечных целей для той или иной разработки (особенно если речь шла о военных технологиях). Однако с тех пор обстановка в стране существенно поменялась. А что касается темы экодомов и экопоселений, то здесь инициатива изначально исходит не от государства, а как раз от ученых. Поэтому свободная интеграция исследовательских групп (независимо от формальной «привязки» к тому или иному Институту) есть одно из важнейших условий решения нестандартных задач. Переход к Шестому технологическому укладу и организация жизни в соответствии с новыми экологическими принципами – как раз и является такой нестандартной задачей.

Надо сказать, что в настоящее время все принципиально важные открытия и разработки рождаются на стыке различных дисциплин. Что касается экогородов, то сама эта тема является тем локомотивом, который способен потянуть за собой целый «состав» самых разных идей и разработок, чье единство порой абсолютно не замечается, если рассматривать их по отдельности. Но стоит только выделить общий контекст, как все они начинает четко вписываться в единую концепцию.

Допустим, физики и биологи, работая по отдельности, могут даже не догадываться о том, что на самом деле они вносят вклад в единое и очень актуальное направление. При этом серьезный практический результат возможен только в условиях сознательного объединения усилий. И это совсем не абстрактное рассуждение. Наблюдая за работой различных институтов СО РАН со стороны, начинаешь улавливать эту невидимую связь – стоит лишь осознать упомянутый общий контекст.

Игорь Огородников, давно уже работая над проблемой экодома, как раз обращает внимание на то, что немалое количество тем, исследуемых учеными Академгородка в рамках собственных институтских программ, прекрасно складываются в единый «пазл» экогорода. Раздвинуть эти границы и собрать вместе исследователей, способных совершенно осознанно внести свой вклад в развитие указанного направления, - одна из ключевых задач, которую ставят перед собой инициаторы конференции.

Здесь важно подчеркнуть, что речь не идет о простом обмене идеями. Принципиальное значение имеют практические результаты. На данном этапе необходимо понять, каким образом можно объединить исследовательские программы, каков интерес участников процесса, как это всё будет согласованно с текущей государственной политикой. Еще раз подчеркну, что некоторые темы обретают дополнительную значимость как раз в едином контексте, при интегральном подходе.

Например, Игорь Огородников обращает внимание на тему мискантуса, которой занимаются специалисты Института цитологии и генетики СО РАН. Напомним, что изначально данная культура (о чем мы также писали) рассматривалась как источник биомассы, содержащей большой процент целлюлозы. В какой-то степени ее можно рассматривать как альтернативу хлопку. В идеале мискантус может фигурировать в много тоннажном производстве целлюлозного сырья, а значит, эта тема вполне подходит для серьезных инвестиционных проектов с миллиардными суммами. В несколько «облегченном» варианте мискантус является хорошим сырьем для производства топливных гранул (в качестве альтернативы древесине).

Однако тема экогородов открывает еще одно принципиально важное направление использования мискантуса, о чем, скорее всего, растениеводы даже не подозревали. Дело в том, что данная культура прекрасно вписывается в систему замкнутого цикла обращения с органическими отходами, как раз разрабатываемую участниками проекта «Экодом». По словам Игоря Огородникова, мискантус может использоваться в экогородах как элемент замыкания цикла переработки сточных вод. То есть здесь мы не просто выращиваем биомассу в качестве сырья для промышленности – мы попутно решаем с ее помощью принципиально важную экологическую задачу. Так сказать, «два в одном». Этот момент, кстати, предполагается разобрать на предстоящей конференции, в связи с чем ее инициаторы собираются пригласить к сотрудничеству специалистов ИЦиГ СО АН. Собственно, так на наших глазах формируется творческий союз физиков и биологов, способный, как мы отмечали, решить нестандартную задачу.

Кстати, в случае с ИЦиГ СО РАН уже был хороший пример такого творческого сотрудничества. Мы говорим сейчас о совместном пилотном проекте с Институтом ядерной физики СО РАН по созданию технологии очистки сточных вод животноводческих комплексов. Об этом мы также писали. Напомним,  что данный проект (доведенный, кстати, до наглядного воплощения  на территории Кудряшовского свинокомплекса) предполагал биологическую очистку стоков с помощью биопрудов, заполненных гиацинтом. Эта часть работы возлагалась на ИЦиГ СО РАН. Институт ядерной физики, со своей стороны, осуществлял обеззараживание воды с помощью специальных облучателей. Надо полагать, что если бы в нашей стране было вменяемое экологическое законодательство, проект получил бы дальнейшее развитие. Но в сложившихся условиях, как выяснилось, владельцам предприятия куда выгоднее платить мизерные штрафы, чем тратиться на подобные очистные системы.

Остается надеяться на то, что сегодня – на волне «зеленого» тренда – интегральные проекты такого рода окажутся более востребованными, чем это было десять-пятнадцать лет назад. В конце концов, весь мир сегодня пытается найти выход их экологического тупика (причем, предлагаемые решения не всегда кажутся безупречными). Возможно, новосибирским ученым удастся внести в это дело существенную лепту.

Олег Носков