Сибирский Экодом в материале

Часть первая. Жизнь по-новому

В свое время я уже обращал внимание на то, что в нашей стране за целые десятилетия так и не утвердилась научно обоснованная система сибирского индивидуального дома. Индивидуальные дома до сих пор продолжают строить так, будто климатические особенности наших регионов не играют никакой роли. И в Сибири, и в средней полосе, и на юге страны возводят практически одинаковые в конструктивном плане строения. И в этой связи совершенно невозможно сказать, что у нас существует некий особый «сибирский дом», способный стать образцом рационального подхода к домостроению, отражающего именно сибирскую специфику.

Факт сам по себе прискорбный, особенно в свете того, что в мире существует, например, «канадский дом», отражающий специфику Канады, включая как природно-климатические условия этой страны, так и ее ресурсную базу (обилие древесины). То же самое можно сказать и о «финском», и о «шведском» доме. Причем, важно учесть и то, что в той же Канаде над темой «канадского дома» еще с послевоенных времен активно работают финансируемые правительством научно-исследовательские учреждения. В этом плане национальная специфика тамошнего домостроения имеет весьма солидное научное обоснование, наглядно подкрепленное соответствующими строительными нормативами (обновляемыми, кстати, каждые пять лет).

Сегодня, на волне интереса россиян к индивидуальным домам, наши строители начинают обращаться к канадскому или финскому опыту, а по сути – переносить их технологии в российские условия. С одной стороны, дело вроде бы правильное. Однако необходимо признать, что даже суперсовременный канадский деревянно-каркасный дом отражает подходы индустриального уклада, уходящего в прошлое. Мы строим на пороге постиндустриальной эры, где изменятся не просто нормативы, но и само отношение к организации жизни. Вопрос уже не сводится только лишь к экономии ресурсов (как кажется многим из нас). Речь идет об их предельно грамотном, «умном» использовании в общей системе жизненного цикла, который (как большая часть процессов в глобальной экосистеме) является замкнутым.  

Именно этот момент требует специального разъяснения, когда мы говорим о доме будущего. Так, известный нам канадский дом создавался как «дом-машина», что вполне соответствовало духу индустриальной эры. Да, его пытались сделать предельно экономичным, наполнив самым разным энергосберегающим оборудованием. Строителям оставалось лишь подключить эту «машину» к коммуникациям, и она начинала «работать». Всё, на этом, условно говоря, концепция заканчивалась. Проживание в таком доме, в самом деле, чем-то сродни использованию личного автомобиля: вы платите за него налоги, тратитесь на эксплуатацию и ремонт. А когда ресурс этой «машины» исчерпан (а он, как правило, рассчитан всего на одно поколение), ее банально утилизируют.

Но в наши дни даже такой «хай-тек» начинает выглядеть старомодно перед лицом новейшего экологического тренда, когда дом рассматривается не как машина, а, скорее, как составное звено природной экосистемы. То есть здесь во главу угла ставится гармоничное взаимодействие с окружающей средой. Сегодня такое жилище принято обозначать словом «Экодом». Именно Экодом в наибольшей степени отвечает принципам постиндустриального технологического уклада, где на первое место выходят принципы позитивного отношения к природе, когда окружающей среде не только не наносится ущерба, а наоборот, - действия человека идут ей во благо. Фактически, весь жизненный цикл организуется с учетом естественных процессов, протекающих в живой природе.

К сожалению, реальная концепция Экодома пока еще не получила в нашей стране вдумчивого отношения даже со стороны образованных людей, продолжающих витать в эмпиреях высокого модернизма, а в отношении индивидуального жилья демонстрирующих подходы позапрошлого столетия. И, тем не менее, необходимо признать, что именно у нас, в Новосибирском Академгородке - еще в середине 1980-х годов - возникла группа ученых-энтузиастов, которые уже тогда разработали концепцию сибирского Экодома и вообще ввели это понятие, в чем-то предвосхитив модное ныне «зеленое» движение. Мы уже неоднократно излагали эту историю, поэтому повторяться не будем. Для нашей темы важно то, что многолетние наработки уже начали приносить зримые «плоды». Теперь сибирский Экодом, образно говоря, можно потрогать руками, ибо он недавно воплотился в материале. Правда, произошло это далеко от нашего Академгородка – в Иркутской области. Но, возможно, оно и к лучшему, поскольку данный факт свидетельствует о том, что экологическое домостроение превращается у нас в стране в межрегиональное движение, получившее большой импульс как раз со стороны новосибирских ученых-энтузиастов.

Напомню, что руководитель проекта «Экодом» - сотрудник Института теплофизики СО РАН Игорь Огородников - уже несколько лет принимает участие в Президентской программе по защите Байкала от органических стоков. Именно для этого дела как раз и пригодились наработки по Экодому. Удивляться не приходиться: восстановление экосистем напрямую связано с изменением организации всего нашего жизненного цикла. До последнего времени этому не придавалось серьезного значения, особенно в малонаселенной местности, к каким изначально относились прилегающие к знаменитому озеру территории. Но когда из-за наплыва туристов количество органических отходов превысило все допустимые нормы, пришлось радикально пересмотреть приоритеты. Именно такой переход, по большому счету, и предполагает концепция Экодома.

За годы своей работы на острове Ольхон и в Иркутске Игорь Огородников совместно с директором благотворительного фонда «Ольхон» Эльмирой Семеновой организовали целый учебный курс для местных жителей (на средства президентских грантов, а также на средства заинтересованного предпринимательского сообщества и свои личные сбережения). Данный курс включал в себя не только теорию и практику энергоэффективного домостроения, но параллельно знакомил людей с азами тех технологий, которые позволяют человеку оставлять положительный экологический след. Прежде всего, речь идет о способах утилизации органических отходов, которые перестают быть «головной болью» и превращаются в ценный ресурс для восстановления плодородия почв (о чем мы также писали).

Отметим, что в настоящее время в рамках Всероссийского движения «Экодом РФ» (лидером которого является Игорь Огородников) группой экспертов разрабатывается образовательная программа-практикум «Экодом-учебник», нацеленная на формирование у подрастающего поколения экологического подхода к организации жизни в собственном жилье. Данную программу вполне можно будет включать и в систему среднего образования. По убеждению Игоря Огородникова, такие важные вещи нужно прививать как раз с детства: как правильно организовать жизнь, чтобы не только сберегать ресурсы, но и положительно влиять на экосистемы? Естественно, одной теории недостаточно. Необходимо всё продемонстрировать наглядно. «Экодом-учебник» как раз и является такой «натурной» площадкой, где можно доходчиво изложить азы этого дела.  

Долгое время наши ученые-энтузиасты надеялись на то, что подобная площадка возникнет на территории Новосибирского Академгородка. Но получилось иначе. Не так давно администрация Ольхонского района выделила для этих целей небольшой домик, который преобразовывается в учебный объект. Уже сделан необходимый ремонт, и сейчас для этого домика подготовлена измерительная система с набором различных датчиков.  Из-за пандемии система будет установлена летом. Пока что она проходит тестирование, потом пройдет «обкатку» в домике в Иркутске, а потом уже переместится на Ольхон для точного выявления текущих эксплуатационных параметров. По словам Игоря Огородникова, это обычный бревенчатый дом, коих в сельской местности нашей страны – сотни тысяч. После указанных замеров будет осуществлен соответствующий «апгрейд» в сторону радикального повышения энергоэффективности. Далее ученые сопоставят обе картины, и в итоге станет понятно, в каком направлении двигаться и какие выгоды мы с этого получим. Собственно, именно так формируется понимание того, каким должен стать дом будущего. Конкретно в нашем случае мы уже ведем разговор о сибирском доме будущего. То есть образ современного сибирского жилища формируется усилиями энтузиастов и уже начинает воплощаться в материале.

Как я уже сказал, за годы работы по программе защиты Байкала Игорь Огородников и Эльмира Семенова активно распространяли тему Экодома среди местных жителей. Как и следовало ожидать, у нашего ученого появились увлеченные сторонники, вдохновленные темой экологического домостроения. Самыми заинтересованными стали учителя Хужирской среднеобразовательной школы – Марина Кирьянова и Валентина Румянцева и, конечно, ученики. Возможно, через несколько лет именно они будут менять представления об экологическом строительстве в Байкальском регионе.   Из числа сторонников как раз появляются и первые заказчики «настоящего» Экодома, построенного в точном соответствии с излагаемой концепцией. Такой объект - небольшой гостевой домик – в прошлом году был построен в малоэтажном поселении на территории Иркутского района. Что собой представляет этот домик, мы говорим во второй части. А заодно оценим перспективы экологического домостроения. Вторая фаза тестирования измерительной системы пройдет эксплуатационные испытания именно на этом объекте.

Олег Носков

Окончание следует