Европейская стратегия для Евразии

Пока в России обсуждают судьбу газопровода «Северный Поток-2», наш ближайший южный сосед создает производственную базу для перехода в так называемое безуглеродное будущее. Отметим, что Казахстан долгие годы весьма последовательно придерживается «европейской линии» развития в самых разных сферах хозяйствования. И, несмотря на формальное стратегическое партнерство с нашей страной, в большей степени ориентируется именно на европейские образцы. Немалую роль в деле инновационного развития (о чем мы уже писали) играет Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, принимающий активное участие в трансфере инновационных разработок в производство (особенно в сфере энергетики). Не удивительно, что ставка на «зеленые» технологии стала в этой стране одним из ключевых положений официальной стратегии развития.

В конце прошлого года президент РК Касым-Жомарт Токаев выступил на климатическом саммите, посвященном пятилетию подписания Парижского соглашения, с весьма красноречивой речью. В унисон европейским руководителям он заявил о том, что борьба с глобальным потеплением является сегодня актуальной задачей, требующей от государств согласованных коллективных действий. Казахстан, подчеркнул президент, также весьма уязвим к климатическим изменениям. Несмотря на очевидные успехи в развитии, эта страна до последнего дня полагалась в основном на ископаемое топливо. Однако в настоящее время Казахстан поставлен перед необходимостью менять приоритеты. По словам президента Токаева, теперь у его страны нет другого выбора, кроме как включиться в борьбу с глобальным потеплением через последовательный отказ от ископаемого топлива.

Согласно официальным планам, РК должна достичь углеродной нейтральности к 2060 году (точно так же, как и Китай - на 10 лет позже развитых европейских стран). В этой связи руководство страны собирается разработать долгосрочную программу развития, направленную на достижение указанной цели. Уже сейчас в Казахстане весьма активно развивается возобновляемая энергетика, для чего привлекаются иностранные компании (в том числе и российские).

Напомним, что многие территории Казахстана весьма богаты солнечными и ветровыми ресурсами, и, наверное, было бы большим упущением не воспользоваться этой даровой энергией. Причем, как недавно стало известно, дело не ограничивается только лишь солнечными и ветряными электростанциями. Руководство страны решило шагнуть дальше – в водородную эру.

АО «Национальная компания Kazakh Invest» подписала меморандум с немецко-шведской компанией SVEVIND касательно планов по разработке и реализации крупномасштабных проектов в сфере производства экологически чистого водорода Недавно АО «Национальная компания Kazakh Invest» подписала меморандум с немецко-шведской компанией SVEVIND касательно планов по разработке и реализации крупномасштабных проектов в сфере производства экологически чистого («зеленого») водорода. В данном случае речь идет о создании соответствующих промышленных установок, где ключевую роль будут играть возобновляемые источники энергии РК (то есть солнце и ветер).

Европейская компания намерена установить в степных районах Западного и Центрального Казахстана несколько солнечных и ветряных электростанций совокупной мощностью до 45 ГВт. Примерно две трети этой мощности (30 ГВт) пойдет на производство «зеленого» водорода – около трех миллионов тонн ежегодно. Его можно будет либо напрямую экспортировать на растущие евроазиатские рынки, или же использовать внутри страны для производства экологически чистых продуктов, имеющих высокую добавленную стоимость. Например, аммиак, сталь и алюминий.

Указанные планы компания SVEVIND представила руководству Казахстана еще в мае это года во время правительственных консультаций. Ожидается, что реализация проекта – от проектирования объектов до ввода в эксплуатацию – займет до пяти лет. Как сказано в заметке, SVEVIND занимается разработкой и реализацией крупных проектов в области ветряной энергетики на территории Скандинавии с 1998 года. Например, на ее счету порядка 1,5 ГВт ветряных мощностей, установленных в Швеции.

Показательно, что в руководстве Казахстана весьма оптимистично воспринимают водородную тематику, связывая с ней экономику будущего. Как высказался по этому поводу Председатель правления компании Kazakh Invest Мейржан Юсупов, благодаря развитию водородной энергетики Казахстан способен занять свою собственную нишу на этом перспективном рынке. Понятно, что поддержка таких проектов напрямую вытекает из национальной стратегии низкоуглеродного развития, реализуемой руководством РК в контексте взятых на себя обязательств по международной климатической повестке. Сотрудничество с иностранными компаниями осуществляется как раз в рамках национальной стратегии.

Для нас, россиян, совместный меморандум Kazakh Invest и SVEVIND является показательным примером привлечения иностранных инвестиций для реализации прорывных инновационных проектов. Очевидно, что руководство РК старается не упустить время и «застолбить» своей стране место на перспективных международных рынках.

Почему этот пример мы считаем показательным? Всё очень просто: он четко демонстрирует нам, как согласуется внятная техническая политика с благоприятными условиями для инвесторов. Разумеется, мы понимаем, что водородная стратегия вызывает серьезные вопросы у специалистов (о чем мы неоднократно писали). Возможно, кто-то из наших ученых посоветует своим соседям не проявлять поспешности в таких делах, поскольку экономические и социальные последствия перехода на водородную энергетику пока еще не до конца ясны.

Всё это так. Но нас интересует именно политический аспект проблемы. И здесь руководство РК показывает нам чуть ли не образцовый пример последовательности. То есть Казахстан подписал соглашение по климату, взял на себя соответствующие обязательства и, исходя из этого, формулирует техническую политику. Абсолютно понятно, куда страна намерена двигаться и что конкретно она собирается развивать и поддерживать на государственном уровне. А что необходимо инвесторам прежде всего? Как раз полная определенность и понимание перспектив.

К сожалению, руководство России до сих пор не продемонстрировало ясности в этих вопросах. С одной стороны, наша страна также подписала соглашение по климату. Казалось бы, сделав такой шаг, мы на высшем уровне признали необходимость борьбы с глобальным потеплением через отказ от ископаемого топлива. И в то же время наш Глава государства публично демонстрирует откровенный скепсис в отношении ВИЭ (в отличие от президента Казахстана, открыто признающего необходимость перехода на возобновляемые источники). Причем тут же, как будто назло российскому президенту, его собственный советник по вопросам устойчивого развития - господин Чубайс - занимается апологией ВИЭ, записывая своих оппонентов в ряды ретроградов. На что всё это похоже, пусть каждый решает сам. Ясно только одно: подобные нестыковки красноречиво свидетельствуют об отсутствии в стране внятной технической политики, что вряд ли способствует хорошему инвестиционному климату. И в этих условиях у нашего южного соседа есть все шансы утереть нам нос в вопросах инновационного развития.

Андрей Колосов