«Этичная» диета

В свое время мы уже уделяли внимание такой модной теме, как пропаганда «альтернативной» еды, основу которой составляют белки из различных мелких членистоногих или их личинок. Вначале подобные «инновации» воспринимались нами с некоторой долей юмора и иронии. Было не совсем понятно, насколько далеко продвинутся апологеты данного направления, восхваляющие достоинства диеты из насекомых и прочих мелких тварей. «Альтернативная» еда воспринималась как очередное чудачество, способное привлечь внимание хипстеров и искателей необычных ощущений. Однако, как показывают недавние события, процесс продвигается намного дальше, чем казалось еще пару лет назад: еду из насекомых на полном серьезе начинают внедрять в рацион подрастающего поколения. Пока что мы имеем дело с первыми практическими шагами, но они становятся важным прецедентом, способным ускорить движение в этом направлении.

Совсем недавно в западных СМИ появились сообщения об одном таком прецеденте из Соединенного Королевства. Так, в четырех школах Уэльса начала реализовываться – под руководством ученых из Университета Кардиффа и Университета Западной Англии – пилотная программа по приобщению школьников (начиная с пяти лет) к «альтернативной» еде. Эта еда включает в себя блюда из насекомых – сверчков и мучных червей. Как заявляют ученые, целью данной программы является поиск наилучшего способа приобщения молодого поколения и их семей к наиболее ценным качествам съедобных насекомых – в противовес традиционной мясной пище.  

Как нетрудно догадаться, подобные инициативы направлены на снижения мирового потребления мяса, что в наше время оправдывается борьбой с глобальным потеплением. Разумеется, сторонники традиционных ценностей бьют по этому поводу тревогу, резонно замечая, что переход к еде из насекомых осуществляется в рамках так называемой «Великой Перезагрузки», объявленной в свое время основателем Давосского форума Клаусом Швабом. Именно по этой причине традиционалисты нещадно критикуют пилотную программу Уэльса, усматривая в ней признаки заговора мировой элиты против населения планеты.

Справедливости ради отметим, что данный прецедент не является случайной прихотью отдельных лиц, связанных с наукой и образованием. По большому счету он является пробным камнем, поскольку эта инициатива реализуется в рамках более широкой стратегии. Так, сообщается, что Управление по безопасности пищевых продуктов Великобритании уже с этого лета разрешит временную торговлю съедобными насекомыми в супермаркетах и розничных магазинах, а со следующего года она должна получить окончательное одобрение. На данный момент с этой целью уже проводится оценка сверчков на предмет употребления в пищу человеком. Чуть позже такую же оценку проведут и в отношении мучных червей.

Показательно, что два года назад Евросоюз классифицировал насекомых как «новую пищу» (novel foods) для людей. Из этого следует, что подготовка к такой «альтернативной» еде ведется достаточно давно, и поэтому ее наличие на полках европейских супермаркетов или в школьном меню уже практически никого не удивляет. 

Как мы уже сказали, пилотная программа Уэльса включает в себя исследование, связанное с поиском наилучших подходов для убеждения детей и их родителей в том, что переход на «новую пищу» является правильным выбором, поскольку ведет к сокращению потребления мясной пищи, что будто бы благоприятно отразится на экологии нашей планеты. Иными словами, «насекомоядная» тема утверждается в контексте воспитания экологической сознательности и четко вписывается в новомодный «зеленый» тренд.  В указанном контексте переход на «новую пищу»   сосредотачивается вокруг проблемы создания «устойчивой» модели производства продуктов питания, что в конечном итоге ведет к перестройке всего экономического и технологического уклада. Таким путем якобы создается «этичное продовольственное будущее» (ethical food future), когда жители планеты сознательно отказываются от «вредной» традиционной еды во имя экологической безопасности. По убеждению традиционалистов, реализация такой глобальной программы невозможна без целенаправленной промывки мозгов (то есть речь совсем не идет о вкусовых и кулинарных предпочтениях). Отсюда можно сделать вывод о том, что подобные «гастрономические» эксперименты и в самом деле являются составной частью упомянутой выше Великой Перезагрузки.

Напомним (о чем мы достаточно много писали), что в нынешнем столетии на Западе предпринимается много усилий, направленных на то, чтобы человечество перестало употреблять мясо. И в настоящее время мы уже видим воочию, как эти планы претворяются в жизнь, в том числе и с помощью «насекомоядных» программ. Причем, особая активизация отмечается за последние два года. У традиционалистов в данном случае есть опасения, что борцы за «альтернативную» еду не ограничатся одной лишь просветительской деятельностью и начнут «включать» более серьезные инструменты для реализации своих замыслов.

Например, правительственные органы, давно уже «подсадившие» фермерские хозяйства на государственные субсидии, в состоянии с помощью этих финансовых рычагов определять, какие фермы могут продолжить свою работу, а каким придется прекратить свое существование. Это значит, что в том случае, если институты власти возьмутся за реализацию стратегии «этичного продовольственного будущего», они без труда перераспределят финансовую помощь в пользу производителей «альтернативной» еды. В таких условиях говорить о честной рыночной конкуренции станет бессмысленно. Традиционные фермы, лишившись финансовой поддержки, просто уйдут в небытие. А вместе с ними уйдет и нормальная (по нашим меркам) еда. В первую очередь – мясо.

Как заметил один из критиков «насекомоядной» программы, комментируя новое меню школьников из Уэльса, продукты, предложенные детям, более подходят для кормежки кур и рептилий. И в этом заключается неудобная правда. Дело в том, что предприятия по производству белка из насекомых изначально не связывались с какой-либо «альтернативной» диетой, предназначенной человеку. Биомасса из сверчков, мучных червей и прочих насекомых, как правило, шла на корм скоту и иной живности. Фактически, такие предприятия работали в интересах животноводства, птицеводства и рыбоводства.

Однако если насекомые начинают использоваться в качестве замены мясной еды (к чему как раз и идет дело), то резонно предположить, что такие предприятия станут рассматриваться как часть «устойчивой» продовольственной системы будущего, поставляющей человеку «новую» пищу напрямую, в виде тех же насекомых. А если учесть возможность влияния властей на продовольственный рынок (через финансовые инструменты), мы вполне можем представить, насколько выгодными окажутся вложения в массовое производство такой «альтернативной» еды. Недаром традиционалисты обращают внимание на то, как крупные рыночные игроки уже сейчас потирают руки в предвкушении гигантских прибылей, склоняя на свою сторону «прогрессивных» политиков.

Не исключено, что раздуваемая сейчас влиятельными персонами тема глобального голода преследует и эту цель – перевести добрую часть человечества на «новую пищу», прикрываясь чрезвычайными обстоятельствами.  И судя по всему, политики оказываются здесь «в доле» - учитывая тот факт, что в развитых странах начинают открыто поощряться нововведения, подобные эксперименту со школьниками из Уэльса.

Николай Нестеров