Мы уже неоднократно писали о том, как современное животноводство попало под раздачу со стороны борцов с глобальным потеплением. Больше всего достается крупному рогатому скоту, на долю которого якобы приходится 1/6 от всей эмиссии мировых парниковых газов. Это составляет примерно 6-7% метана в составе парниковых газов, связанных с человеческой деятельностью. Поскольку построение светлого будущего сейчас тесно связано с достижением нулевых выбросов, то животноводству вынесен приговор. Нас уже приучат к мысли, что коровам в новую эпоху путь закрыт, а значит, нам не придется рассчитывать на красное мясо и молочные продукты.
В принципе, новую эпоху не так уж и сложно вообразить без коров. Но вот без чего ее вообразить невозможно в принципе, так это без «цифры». Светлое будущее в наших головах тесно ассоциируется с торжеством суперкомпьютеров и искусственного интеллекта. Казалось бы, с этим всё понятно. Однако, как выясняется, с «цифрой» тоже не все так гладко, как и с коровами. И построение цифровой экономики далеко не безупречно в экологическом плане. В чём же тут дело?
А дело в том, что бурное развитие систем искусственного интеллекта резко повышает спрос на электрическую энергию, который в ближайшей перспективе удовлетворяется, преимущественно, за счет ископаемого топлива. Чтобы было понятно: любой современный центр обработки больших данных весьма «прожорлив» в плане электричества. Один суперкомпьютер может потреблять электроэнергии столько же, сколько ее потребляет не самый маленький микрорайон. Так что нынешнее вхождение в цифровую эпоху начинает сопровождаться неизбежным ростом энергопотребления. Причем, рост этот обещает стать стремительным. Согласно прогнозу Международного энергетического агентства, общее потребление электроэнергии центрами обработки данных с 2022 года по 2026 год увеличится двукратно, что эквивалентно общему спросу на электроэнергию такой страны, как Япония!
В принципе, ничего ужасающего в том нет, но только в том случае, если вы не переживаете по поводу того, на основе чего создаются новые энергетические мощности. Экспертов, зацикленных на климатической теме, тревожит здесь то обстоятельство, что энергетическая потребность растущей вычислительной инфраструктуры опережает рост «зеленой» генерации, якобы ставшей жертвой бюрократических проволочек. По этой причине проблему приходится решать за счет ввода в эксплуатацию «грязных» мощностей на ископаемом топливе, в силу чего известные IT-компании рискуют сорвать свои обязательства по снижению выбросов от собственной деятельности. К примеру, компания Microsoft уже заявила о том, что ее стремление достичь нулевых выбросов к 2030 году может не увенчаться успехом. В Google также признались, что развитие технологий ИИ угрожает климатическим целям. Здесь есть над чем задуматься, учитывая, что с 2019 года парниковые выбросы у этого гиганта выросли почти на 50 процентов из-за резкого спроса на энергию. В 2023 году количество выбросов составило 14,3 миллиона метрических тонн.
В свете таких заявлений у экспертов возникает неопределенность относительно воздействия ИИ на экологию (точнее, на реализацию климатических целей). На данном этапе характер такого воздействия предсказать довольно сложно. Главным образом потому, что в нынешних условиях, указывают эксперты, сложно синхронизировать развитие «цифры» с развитием «зеленой» генерации. Иного пути, судя по всему, пока что не усматривают. Отсюда вытекают разговоры об «экологических издержках» технологий ИИ. Как правило, крупные IT-компании скупают контракты на приобретение «чистой» энергии из возобновляемых источников. К примеру, компания Amazon является крупнейшим корпоративным покупателем такой энергии. Однако, отмечают эксперты, ввиду недостаточно быстрого перехода на ВИЭ «чистая» энергия оказывается в дефиците, в силу чего оставшиеся участники рынка вынуждены довольствоваться «грязной» энергией. Самое печальное, что в числе таких потребителей оказывается немалое количество фирм, работающих с «цифрой». И если энергопотребление со стороны центров обработки данных будет стремительно расти (о чем как раз и предупреждают эксперты), то развитие технологий ИИ не только не посодействует достижению климатических целей, принятых мировым сообществом, но наоборот, замедлит этот процесс. Ведь даже такая компания, как Google с большим трудом обеспечивают свою работу за счет возобновляемых источников, в то время как энергопотребление у нее постоянно возрастает.
Что самое интересное: спрос на энергию со стороны ИИ в определенной мере совершенно не вписывается в правительственные планы многих стран по развитию «зеленой» генерации. Иными словами, бурное развитие «цифры» не было предусмотрено текущей климатической повесткой, и свалилось на мировое сообщество как снежный ком на голову. Ведь в развитых странах уже в течение нескольких лет шло снижение энергопотребления за счет увеличения энергетической эффективности. И тут появляется ИИ, грозящий своим энергетическим «аппетитом» увеличить энергопотребление в тех же развитых странах как минимум на 10 процентов.
В свете сказанного у борцов с глобальным потеплением появляется повод сказать очередное веское слово в поддержку ВИЭ. Дескать, ответом на растущий энергетический «аппетит» ИИ должно стать увеличение инвестиций тех же IT-компаний в развитие проектов, связанных с ВИЭ. В противном случае недостающие мощности придется компенсировать за счет тепловых электростанций. Повод, конечно же, кажется вполне обоснованным, если учесть, что представители IT-сектора находятся в числе главных защитников климата. Их, таким образом, призывают к тому, чтобы они инвестировали не только в дальнейшее расширение вычислительной инфраструктуры, но также и в «зеленые» энергетические мощности, чтобы в дальнейшем не жаловаться на невозможность достижения нулевых выбросов к намеченному сроку.
Впрочем, крупные IT-компании намного больше полагаются на «мирный атом», чем на солнце и ветер. Во всяком случае, в США уже треть атомных электростанций обеспечивают «низкоуглеродной» энергией центры обработки данных. Тем не менее, эксперты настаивают на том, что необходимо инвестировать в новые «зеленые» мощности. И здесь на первый план выходят возобновляемые источники энергии. Это связано с тем, что возведение ветряков и панелей происходит намного быстрее, чем строительство атомных энергоблоков. Соответственно, борцы с глобальным потеплением полагают, что развитие ИИ вполне можно согласовать с ростом «зеленой» генерации, достаточно только, считают они, устранить на этом пути бюрократические барьеры. Это вселяет оптимизм в спасителей планеты, пытающихся выявить экологическую компоненту развития технологий ИИ.
Такую позицию недавно высказал соучредитель компании Microsoft и (по совместительству) ярый борец с климатическими изменениями Билл Гейтс. По его словам, центры обработки данных увеличат потребление энергии лишь на 6 процентов. И то – в крайнем случае. Скорее всего, считает он, увеличение будет на 2 – 2,5 процента. При этом он уверил публику в том, что высокотехнологичные компании готовы вкладываться в развитие «зеленой» энергетики и платить серьезные деньги за использование «чистой» энергии. Кроме того, благодаря тому же ИИ в центрах обработки данных также происходит снижение энергопотребления, а значит – и снижение углеродного следа.
В то же время Гейтс демонстрирует сдержанный оптимизм в отношении климатических целей, сомневаясь в возможности выйти на нулевой уровень к 2050 году. Он обращает внимание на то, что объемы «зеленой» энергии увеличиваются слишком медленно, тогда как из-за тяжелой промышленности сохраняется высокий спрос на ископаемое топливо. И самым тревожным фактом стало то, что в 2023 году мировой спрос на ископаемое топливо оказался рекордно высоким!
И все же, неготовность той же Microsoft выполнить свои климатические обязательства по нулевым выбросам к 2030 году никак не делает данный сектор абсолютно «чистым» в экологическом плане, чем бы там ни клялся один из отцов-основателей этой компании. Причем, несмотря на высокую экологическую сознательность руководства Microsoft, копания продолжает вкладывать деньги в развитие вычислительной инфраструктуры сразу в нескольких странах. В ближайшие три года новые центры обработки данных появятся в США, в Японии, в Германии и в Испании. Насколько такие инвестиции согласуются с заботой о климате, неизвестно. В любом случае бурное развитие «цифры» вносит свою лепту в увеличение парниковых выбросов. У борцов с глобальным потеплением данный факт вызывает некоторое смущение, но, как мы видим, это не приводит к радикальным требованиям «остановить и запретить» во имя спасения планеты! Коровам в этом плане повезло куда меньше, чем компьютерам и цифровым сервисам.
Сергей Исаев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии