Энергоэффективность в политическом Зазеркалье

В январе этого года разразился скандал, спровоцированный высказыванием главы «Роснано» Анатолия Чубайса о низких тарифах на электроэнергию. Напомним, что скандальные фразы прозвучали на Гайдаровском форуме. Анатолий Чубайс заметил, что цены на электроэнергию в России сейчас примерно в два раза ниже, чем в среднем в мире. По его мнению, данное обстоятельство приводит к неэффективному расходованию энергоресурсов, поскольку при их дешевизне экономия не имеет смысла. Низкая цена электроэнергии, считает он, равносильна «энергорасточительности», и при дальнейшем снижении цены будет давать отрицательный результат – рост неэффективного расходования. Всё это якобы негативно отражается на развитии экономики.

Впрочем, критиков Чубайса зацепили не только эти слова. Больше всего их возмутила фраза о «бедной» России и о бедном населении, которому высокие тарифы окажутся не по карману. Как и принято в таких ситуациях, главе «Роснано» напомнили о его работе в правительстве и участие в  «грабительской» приватизации.

В частности, жесткая критика прозвучала со стороны одного известного телеведущего, а также со стороны главы пресс-службы Министерства иностранных дел. Чубайс ответил на критику в присущей ему манере: дескать, за всё плохое никакой ответственности не несу, а приписывать ему печальную ситуацию в экономике – это, мол, вообще дешевый популизм.

При всей справедливости выдвинутых упреков к данному персонажу, необходимо констатировать, что разговор ушел в сторону от ключевой проблемы – проблемы энергетических тарифов. Было бы лучше, конечно, если бы ответ прозвучал со стороны главы Минэнерго. Но, как всегда, общественность увлеклась разбором морального облика главного «приватизатора» страны, отодвигая на задний план ключевую фразу насчет цены на электроэнергию. Мы не можем пройти мимо этой темы, поскольку она напрямую затрагивает вопросы инновационного развития и экономической модернизации.

Заявления Чубайса о том, что дешевая электроэнергия - зло для экономики, чистой воды лукавство Думаю, нет смысла говорить о том, что вопрос о тарифах просто так не поднимается. И всевозможные теоретические обоснования повышения цены на электроэнергию являются своего рода превентивной мерой для подготовки общественного мнения к такому шагу. Мы уже неоднократно слышали от энергетических монополистов рассуждения на эту тему. Якобы без этого шага нас ждет чуть ли не апокалипсис. Глава «Роснано» рассуждает в том же духе, и на первый взгляд может показаться, будто его высказывания покоятся на здравом смысле. «В результате мы оказываемся в ситуации фундаментального правила: если дешевое, экономить незачем», - заметил он. Вроде бы понятно, что недооцененный ресурс будет растрачиваться бездумно. Как раз этой очевидной истиной нас и пытаются примитивно «охмурить». На самом же деле в высказывании Чубайса крупицы здравого смысла густо замешаны на лукавстве. И это совсем не сложно доказать. Всё вроде бы верно. Но что-то не срастается.

Начнем с исходной посылки. Глава «Роснано» уверенно заявляет о том, что в России создан (не без его стараний, очевидно) энергетический рынок. Иначе говоря, электричество стало товаром, и объемы сбыта этого товара прямо пропорциональны доходам производителей и поставщиков электроэнергии. В этом случае жалобы на «расточительность» потребителей кажутся неуместными, ибо они это оплачивают из своего кармана. В выступлении Чубайса не совсем понятно, о ком он говорит – о предприятиях или о гражданах. Однако в любом случае производители и поставщики не должны (по идее) приходить в ужас от того, что их товар пользуется таким спросом.

Давайте спроецируем эту ситуацию на операторов мобильной связи. Вы экономите на телефонных разговорах? Когда-то, лет пятнадцать назад экономия, действительно, была жесткой ввиду высокой цены. Каждая минута разговора влетала в кругленькую сумму. Но затем все поменялось. Теперь экономия нас волнует не сильно, поскольку сам поставщик услуг регулярно снижал цену, предлагая все более и более выгодные условия.

В энергетическом секторе ничего подобного не наблюдается вовсе. Нам даже трудно представить, что энергетические компании начнут нам предлагать какие-то выгодные варианты (как это происходит, например, в Германии). Тарифы здесь  растут исключительно  в сторону повышения. И никаких альтернатив не предвидится – только вверх! Странный здесь получился рынок, не правда ли?

Может, глава «Роснано» намекал на то, что из-за «энергорасточительности» граждан стране не хватает генерирующих мощностей, и теперь российские электростанции работают на пределе возможного? Однако Россия уже в течение нескольких лет планомерно увеличивает экспорт электроэнергии в Китай. Так, в прошлом году поставки в эту страну превысили 3 млрд кВт*час. Это было на 12% больше, чем в 2017 году. Причем, этот рынок считается весьма перспективным. Отметим, что в Китай продается электроэнергия, НЕВОСТРЕБОВАННАЯ  в России. Не будем забывать, что из-за массового закрытия бывших советских предприятий генерирующие мощности оказались частично недогруженными (по некоторым оценкам – до 40%). В этом случае говорить о том, что страна страдает от дефицита электроэнергии, не приходится (электроэнергии как раз не хватает Китаю из-за бурного роста промышленности). Учитывая, что руководство страны тщательно лелеет тему энергетического сотрудничества с нашим южным соседом (в смысле наращивания поставок электроэнергии), закрадывается подозрение, что генерирующие мощности тайком ориентируют на внешний рынок – в ущерб внутреннему потребителю (подобно тому, как это происходит с нефтегазовым сектором).  Только  в этом контексте сетования господина Чубайса по поводу «энергорасточительности» кажутся вполне логичными.

Теперь скажем несколько слов об энергосбережении. Как это будет выглядеть в наших условиях и как это всё вяжется с тарифной политикой? Специально уточню, что поставки электроэнергии конечному потребителю осуществляют сетевые компании. Этот рынок (точнее, «рынок» в кавычках) у нас предельно монополизирован. Поэтому возникает закономерный вопрос: насколько заинтересованы монополисты в подобных мероприятиях со стороны потребителей, непосредственных покупателей услуг?

Представим, что население массово перешло на энергосберегающие лампы, стало редко пользоваться электроплитами (перешло на керосиновые примусы), стало редко включать телевизор и другую бытовую технику. Наконец, в индивидуальных домах начали монтировать солнечные панели и ветрогенераторы, устанавливать когенерационные агрегаты. В итоге потребление электричества снизилось (положим) в два раза. Какую реакцию данный факт вызовет у поставщиков? Думаю, повода для радости у них не будет совершенно. Если мы находимся в рыночной ситуации, то падение спроса должно автоматически привести к снижению цены предложения. Но у нас же, как я заметил, особенный «рынок». У нас энергетические монополисты сразу же обратятся к властям с требованием вмешаться в ситуацию и восполнить упущенную прибыль (иначе, мол, начнется конец света). Выходом из ситуации, как не трудно догадаться, станет удвоение тарифа. В этом сомневаться не приходится. То есть экономь, не экономь – результат будет один и тот же. Ведь понижать тариф, как полагает господин Чубайс, - это для экономики смерти подобно.

И напоследок – о самом парадоксальном. Как известно, глава «Роснано» слывет у нас главным инициатором технологий в области ВИЭ. Его имя, например, тесно ассоциируется с солнечной энергетикой и современными накопителями электроэнергии. Результаты его работы на данном поприще оценивать пока не будем. Просто сопоставим его высказывания о тарифах с его официальным амплуа этакого «инноватора» и «модернизатора». Известно, что бурное развитие ВИЭ создает альтернативные источники генерации, то есть увеличивает предложение на энергетическом рынке. В странах ЕС, как мы знаем, в некоторые дни из-за переизбытка электроэнергии цены на нее ползут вниз и иногда уходят в «минус». Вспомним тот поистине знаменательный случай в Германии, когда в мае прошлого года за потребление электроэнергии приходилось доплачивать! Но по Чубайсу, как мы знаем, такого не должно быть в принципе. Судя по всему, развитие отечественной энергетики он напрямую увязывает с ростом тарифов. И никак иначе. Впору спросить: то ли место занимает этот человек?

Андрей Колосов