Энергетический суицид?

Свершилось то, о чем мы гадали почти год: в Германии с середины апреля закрывают три последние атомные электростанции. Новость уже облетела все мировые СМИ, вызвав весьма неоднозначную реакцию. Напомним, что в соответствии с первоначальными планами, данное событие было намечено на конец декабря 2022 года. Однако тяжелая ситуация на энергетическом рынке, проблемы с поставками природного газа, резкий скачок цен на электроэнергию вынудили «светофорное» правительство слегка скорректировать позиции по «мирному атому». Руководство страны, не желая изменять своим принципам, сохранило негативное отношение к атомной энергетике, однако в силу объективных проблем вынуждено было подождать с закрытием АЭС до весны. И вот весна наступила…

Как пишут обозреватели, атомная эра в Германии продлилась более шестидесяти лет. И по большому счету, ничто всерьез не вынуждало правителей страны ставить в этом вопросе точку. Виной всему – выбранные приоритеты. Якобы существование АЭС не только опасно для экологии, но также отвлекает руководителей от перехода на возобновляемые источники энергии. Пока что в Европе далеко не все разделяют такую позицию, считая полный отказ от атомной энергии недальновидным решением, особенно в нынешней ситуации с энергоносителями. Некоторые эксперты полагают, что немцы сами перекрывают себе доступ к надежному источнику «низкоуглеродной» энергии, каковой и является «мирный атом».

Однако правительство Германии неумолимо в своем решении. Атомная энергетика, считают там, вредна для экологии! А значит, ей не место в прекрасном будущем. «Мы вступаем в новую эру производства энергии» - так подытожила действия германских властей федеральный министр по защите окружающей среды Штеффи Лемке (Партия зеленых), отвечая на вопросы корреспондента CNN.

В чем-то правителей Германии понять можно. Нравится это или нет, но в отношении атомной энергетики они в прямом смысле выполняют «волю народа». Антиядерное движение в этой стране началось еще в 1970-х годах, когда тогдашние экологические активисты устраивали пикеты против строительства АЭС. Именно это антиядерное движение и стояло у истоков Партии зеленых, представители которой сегодня определяют энергетическую политику страны.

Росту антиядерных настроений во многом способствовали аварии на атомных электростанциях других стран. Например, такое ЧП произошло в Пенсильвании в 1979 году. Неизгладимый след оставила, конечно же, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, когда облако радиоактивных выбросов достигло Западной Европы, включая и территорию Германии. Уже в 2000 году германское правительство нацелилось на постепенное сокращение атомных реакторов. Последней каплей стала трагедия в Фукусиме, лишний раз подтвердившая, что масштабные аварии на АЭС могут произойти в любой стране, даже весьма продвинутой в сфере высоких технологий.  Сваливать всё на «диктаторский» режим – как это было в случае с Чернобыльской аварией – в случае с Фукусимой не получалось. Если такие аккуратные японцы оказались не в силах предотвратить катастрофу, то тогда и для аккуратных немцев нет никаких гарантий. Недаром Ангела Меркель, когда-то выступавшая за строительство АЭС, назвала Фукусиму «поворотным моментом» для всего человечества. С тех пор было принято решение об ускоренном отказе от всех существующих в стране атомных электростанций.

У противников такой политики до последнего времени были надежды, что энергетический кризис хоть как-то вразумит руководителей, и ядерная тема не будет вычеркнута из повестки развития. Но этого, как видим, не произошло. Закрытие трех последних АЭС всего лишь отложили до 15 апреля. Теперь идейные борцы с «мирным атомом» могут отмечать 15 апреля как праздничную дату (что они как раз и отметили массовой демонстрацией). Представитель Гринпис не скрывал своей радости перед репортерами, объявив о том, что действие немецкого правительства является «великим достижением» (great achievement) не только для Германии, но и для всего мира.

Вопрос теперь лишь в том, какие выгоды сулит это «достижение» простому немецкому обывателю, вынужденному оплачивать счета за тепло и электроэнергию? У экспертов есть резонные опасения, что образовавшийся энергетический пробел (примерно 6% от существующих мощностей) будет банально заполнен ископаемым топливом. Если судить по прошлому опыту, то выпавшие мощности постараются компенсировать с помощью… угля! В этом смысле решение о полном отказе от атомных реакторов не является «зеленым» по своей сути.  

В настоящее время, как мы знаем, примерно 30% энергии в Германии вырабатывается как раз за счет угля. Недавний отказ от российского газа дополнительно поспособствовал увеличению доли «самого грязного» топлива. Решение по углю было вынужденным, но оно состоялось. И как мы помним, это привело к серьезным стычкам с экологическими активистами, выступившими против расширения угольных шахт (о чем мы писали). Торжественный отказ от атомной энергетики может также привести к созданию новых мощностей на «грязном» топливе (как до этого было в случае с российским газом). Некоторые эксперты вполне допускают именно такой вариант дальнейшего развития событий.

Впрочем, борцы с «мирным атомом» придерживаются противоположной точки зрения. Они напоминают, что руководство Германии наметило полный отказ от угольных электростанций к 2038 году (в некоторых регионах – к 2030 году). Иными словами, угольные ТЭС должна постичь та же участь, что и АЭС.  Нынешнее расширение угольных мощностей – это, якобы, временный откат от генеральной линии. Но возврат в прошлое, считают сторонники «чистой» энергии, в нынешнем сценарии развития не предусмотрен. В свете указанных планов Германия должна семимильными шагами «озеленять» свою энергетику с помощью солнечных и ветряных электростанций. Другого пути, действительно, уже не предвидится. И самое главное – борцы с «мирным атомом» уверены в том, что человечество вступает в век возобновляемых источников энергии. То есть ликвидация АЭС и переход на ветряки и солнечные панели трактуется как «историческое» решение! И здесь Германия не одинока. Тем же путем движутся такие страны, как Дания, Швейцария, Италия и Австрия.

Правда, к глубокому сожалению для немцев, не все их соседи намерены двигаться в фарватере «исторического» процесса, продолжая цепляться за «атомное» прошлое. Так, Великобритания совсем недавно заявила о том, что атомные электростанции будут играть решающую роль в создании безопасной, доступной и «чистой» энергии. Финляндия в прошлом году открыла новую АЭС. И, наконец, Франция, которая в настоящее время 70% энергии получает от атомных электростанций, намерена построить еще шесть новых реакторов. И это только Европа.

В США – крупнейшей в мире ядерной державе – продолжают инвестировать в атомную энергетику. В марте этого года был запущен новый атомный реактор в Джорджии – первый за многие годы. Мало того, даже Япония (!) рассматривает вопрос о перезапуске атомных реакторов. Что уж здесь говорить о России, Китае и странах третьего мира, где также принимаются программы развития атомной энергетики?

Тем не менее, немецкие «отказники» еще больше укрепляются в своей исторической миссии, видя растущую популярность «мирного атома» в других странах. Дескать, они делают первые шаги в новую эпоху, тогда как другие продолжают жить прошлым. Логика и экономические аргументы здесь просто бессильны. Но самое интересное то, что в борьбе за прогресс немецкие политики бросают вызов российским атомщикам. Так, Министерство экономики Германии настаивает на том, чтобы руководство ЕС включило гражданский атомный сектор в пакет антироссийских санкций! Иными словами, злополучная история с российским газом теперь проецируется и на атомную энергетику. Напомним, что компания «Росатом» весьма активно ведет себя на международном энергетическом рынке, не обходя вниманием и европейские страны. С «Газпромом» европейцы как будто разобрались (вспомним взорванные трубопроводы), теперь внимание переключается на поставки из России ядерного топлива. То есть борьба с «путинской Россией» остается неотъемлемым условием вхождения в новую историческую эпоху.

Конечно, нельзя утверждать, будто в Германии буквально все помешаны на борьбе с «мирным атомом» (а равно и с «путинской Россией»). Действия правительства подвергаются критике не только со стороны технических и экономических экспертов, но также со стороны отдельных политиков. Уже сейчас решение по закрытию последних АЭС называется драматической ошибкой, которая будет иметь серьезные экономические и экологические последствия. Возможно, при другом составе правительства (без Партии зеленых) такого бы никогда не случилось. А значит, точку в этом вопросе ставить рано.

Тем временем, точку спешат поставить нынешние руководители, намереваясь не просто законсервировать остановленные АЭС, а демонтировать их как можно сильнее, чтобы о возобновлении работы не было и речи. С точки зрения здравого смысла это нельзя назвать иначе, как «вредительство». Однако в контексте «исторической миссии» действует совсем иная логика. Здесь главное – расстаться с прошлым так, чтобы оно никогда не возвращалось.

Андрей Колосов