Как бы ни грохотали пушки, научную жизнь в нашей стране никто не отменял. Ученые продолжают встречаться и делиться своими идеями. Особенно если это касается актуальных экономических проблем. Совсем недавно в нашем городе в стенах Сибирского института управления (филиал РАНХиГС) состоялось экспертное обсуждение некогда самой злободневной темы – построение «зеленой» экономики в условиях энергетического перехода. Мероприятие проходило в рамках III Международной научно-практической конференции «Современные тренды экономического развития: национальные цели и приоритеты», состоявшейся 17-18 марта этого года.
Разумеется, конференция готовилась до известных событий на Украине, и потому участники не учитывали некоторые поправки на «военную» ситуацию. Для «зеленой» экономики это особенно важно, поскольку определенное количество требований на этот счет исходит с «противоположной» стороны, которая сегодня оказалась в лагере наших геополитических противников (и чуть ли не открытых врагов). Поэтому не совсем понятно, как сложится ситуация после окончания вооруженного конфликта. Будет ли руководство нашей страны учитывать в будущем те нормативы и правила, что исходят со стороны ЕС и коллективного Запада в целом? Пока что здесь царит полная неопределенность. Именно поэтому целый ряд вопросов можно на данный момент, что называется, «попридержать» до окончательного прояснения ситуации.
Однако есть вопросы, которые остаются актуальными и жизненно необходимыми независимо от внешнеполитической обстановки. Мало того, чем выше накал конфликта, чем сильнее неопределенность в экономике, тем больше возрастает их актуальность. И все потому, что эти вопросы прямо вытекают из практики. Речь идет о внедрении в жизнь обычного россиянина некоторых важных «зеленых» технологий, способных не только привнести качественные изменения в сферу нашего быта, но и дать каждой семье некоторое подспорье для выживания (буквально) в непредсказуемо меняющихся экономических условиях.
Этим вопросам был посвящен доклад старшего научного сотрудника Института теплофизики СО РАН, руководителя проекта «Экодом» Игоря Огородникова. Мы уже неоднократно писали о практической работе этого ученого, который активно пропагандирует тему экологического домостроения в совершенно разных аудиториях и демонстрирует конкретные практические результаты. На этот раз Игорь Огородников представил итоги своей работы аудитории профессиональных экономистов.
Что нужно сделать для того, чтобы «зеленые» технологии заработали в современной экономике? Ученый-физик, имеющий большой практический опыт, так определяет свою позицию по данному вопросу: «Мы исходим от конкретного человека. Если каждый из нас, решая свои конкретные жизненные задачи, займется «зеленой» экономикой, то и произойдет определенный сдвиг в этом направлении». С точки зрения ученого, принципиально важной предпосылкой для такого перехода является строительство индивидуального жилья и производство продовольственной продукции в самих подворьях. Как отметил ученый, в нашей стране ежегодно осуществляется до одного триллиона рублей инвестиций в индивидуальное строительство. Параллельно население производит своими руками на 2,5 триллиона рублей продовольственной продукции. Для экономиста – весьма показательные цифры. По факту, обычные граждане производят в нашей стране примерно четверть продуктов питания.
По словам Игоря Огородникова, еще с середины 1990-х годов он и его коллеги-единомышленники стали отбирать технологии, соответствующие указанным процессам. Эти технологии можно спокойно включить в «зеленый» курс, не вступая в противоречия с интересами людей. Правда, есть некоторые препятствия на государственном уровне, поскольку не всё здесь согласуется с позицией Минстроя РФ. Тем не менее, уверяет Игорь Огородников, существуют механизмы, позволяющие реализовать указанные направления. Особое внимание уделялось технологиям, уже проверенным практикой. Далее, все отобранные технологии должны были иметь отечественное происхождение. И не потому, что они хуже развиты за рубежом. Просто необходимо было учитывать наши климатические условия и наш менталитет.
Что входит в перечень предлагаемых для внедрения технологий? Прежде всего, это касается различных автономных систем, главным образом – систем теплоснабжения. На этом сделан особый упор, поскольку Россия – достаточно холодная страна, а Сибирь – в особенности. Иными словами, мы не можем здесь копировать европейский или американский опыт, где системам теплоснабжения не придается решающего значения. По этой же причине в наших условиях несколько иное отношение к таким «популярным» возобновляемым источникам энергии, как солнце и ветер. На Западе, например, солнечная панель является непременным атрибутом «зеленого» жилища. То же самое касается и ветряков.
У нас же, отметил Игорь Огородников, «зеленая» электрическая генерация не рассматривается как базовая. Например, в наших условиях солнечную энергию предпочтительно преобразовывать в тепло, используя соответствующие технологии концентрации и аккумуляции солнечной энергии. С чем это связано?
Всё очень просто. «Когда солнце используется как источник энергии для электрической генерации, - разъясняет Игорь Огородников, - то здесь коэффициент преобразования составляет где-то 15 – 20%. На наш взгляд, этого мало. Экономическая эффективность и устойчивость солнечных панелей возникнет только тогда, когда указанный показатель будет не ниже 25%. А вот коэффициент преобразования солнечной энергии в тепло составляет порядка 90%. Так что если посчитать эффективность внедрения разных технологий, то выбранный нами подход показывает достаточно серьезные преимущества в наших условиях».
Ученый напомнил аудитории, что приводимые им цифры не являются кабинетной абстракцией. Упомянутые им технологии были опробованы на территории острова Ольхон на Байкале (о чем мы неоднократно писали). Там же была опробована и технология утилизации органических отходов, когда «продукты» человеческой жизнедеятельности и жизнедеятельности домашних животных являются (по сути) сырьем для восстановления плодородия почв. Фактически, речь идет о некоем локальном фрагменте «экономики замкнутого цикла», о которой так много говорят на Западе сторонники «зеленого курса».
Парадоксально, но именно сейчас «зеленый курс» начинает корректироваться под влиянием объективных обстоятельств, вызванных, в первую очередь, кризисом на энергетическом рынке Европы. Проект «Экодом», разрабатываемый новосибирскими учеными уже не одно десятилетие, как никогда ранее соответствует текущему моменту. И будет еще более востребован в ближайшей перспективе, когда энергетический «голод» совпадет с продовольственным дефицитом (который уже сейчас предрекают эксперты).
Сегодня мы наблюдаем, как западные лидеры призывают своих граждан готовиться к непростым временам и ограничить потребление как энергии, так и продовольствия. Однако вряд ли намеренное ограничение связано с прогрессом. Актуальность проекта сибирского «Экодома» в том, что он исходно был нацелен на выполнение двух фундаментальных жизненно важных требований: энергетической безопасности и продовольственной безопасности. По большому счету, для обычного человека «Экодом» - это «моя крепость» в современном мире. Причем, в наиболее суровой части этого мира – в Сибири.
В то же время эти технологические приемы, как заметил Игорь Огородников, применимы для любой природно-климатической зоны. А это означает, что разработка новосибирских ученых вполне может иметь мировое значение, поскольку то, что испытано в сибирских условиях, спокойно подойдет и для Африки.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии